The catenary

... Another way to trace the searched parabola on a wall is as follows. Let us plant two nails in the wall at the same height above the horizon at a distance from each other, which is double the width of the rectangle, where we want to inscribe the parabola. Hang to the nails the ends of a thin chain of a length such that its lowest point is at a distance from the level of the nails equal to the height of the rectangle. The hung chain takes the form of a parabola, so that, marking the points on the wall through the links in the chain, we obtain the trace of a parable, which is bisected by the perpendicular line segment that passes between the two nails in its midpoint. Galileo Galilei “Conversations and mathematical proofs.” 1638.

But the scientist was wrong. Between the parabola and the line drawn by means of the hung chain there is a small difference. Just half a century after John Bernoulli, Christiaan Huygens and Gottfried Leibniz found the equation of the “catenary”. In it a parameter appears, whose change allows to get different curves, corresponding to chains more or less stretched between two points. The name “catenary” was invented by Huygens.

Along this line not only runs a chain hanging, but any smooth rope, suspended between two points, subject to gravity. You might look at this line, for example, visiting a museum.

But now let us turn our picture upside down.

If we select a special value of the parameter in the equation, then the centre of the square, which runs without slithering along the arc of a catenary, will move along a straight line!

We trace the trajectory of one of the corners of the square. This curve never crosses the line and, therefore, a cart that moves on square wheels can exist! In addition, the distance between the axles of the cart is not necessarily a multiple of the length of a bump of the catenary line, since the wheels may be in different phases of rotation.

So we have learned to move on square wheels. But we will find that we can also go on wheels that have the shape of any regular polygon. Only, the road cannot be flat, but it will take the form of a series of catenaries, with the value of the parameter chosen according to the number of polygon’s sides. The more the polygon, increasing the number of sides, approaches a circle, the more the corresponding value of the parameter decreases, and the more the stretch of road, needed to make a full turn of the wheel approaches a segment with the length of the circle. This is the evolution of the wheel, which, unlike the regular polygons, which can only roll on a catenary, may be rolled on a plane and can change direction.

Observe a soap film between two circles, placed on two parallel planes. The soap film is an extraordinary object: it is extremely light, so that its internal forces are much stronger than gravity, and by consequence the film always takes the form of a surface that has the minimum area among all surfaces with the same boundary conditions.

Which shape the film, suspended between the two circles, will take? It turns out that it will take the form of a surface obtained by rotating a catenary! If we change the distance between the levels where the circles are located, also the surface will change, but its profile will always be that of a catenary of a fixed length, suspended from two poles of corresponding height placed at the corresponding distance. All this was proved by Leonhard Euler in the work “Method to find curved lines with properties of maximum or minimum” of 1744. He called this surface catenoid (from the Latin catena, chain, and the Greek eidos, appearance).

References

Г. Га­ли­лей. Бе­се­ды и ма­те­ма­ти­че­ские до­ка­за­тель­ства, ка­са­ю­щи­е­ся двух но­вых от­рас­лей на­у­ки, от­но­ся­щих­ся к ме­ха­ни­ке и мест­но­му дви­же­нию си­ньо­ра Га­ли­лео Га­ли­лея Лин­чео, фило­со­фа и пер­во­го ма­те­ма­ти­ка свет­лей­ше­го ве­ли­ко­го гер­цо­га тос­кан­ско­го. С при­ло­же­ни­ем о цен­трах тя­же­сти раз­лич­ных тел. – М.-Л.: Го­судар­ствен­ное тех­ни­ко-тео­ре­ти­че­ское из­да­тель­ство, 1934. С. 273-274.

Цеп­ная ли­ния

...Дру­гой спо­соб на­чер­тить ис­ко­мую па­ра­бо­лу на приз­ме со­сто­ит в сле­ду­ю­щем. Во­бьём в сте­ну два гвоз­дя на оди­на­ко­вой вы­со­те над го­ри­зон­том и на та­ком рас­сто­я­нии друг от дру­га, чтобы оно рав­ня­лось двой­ной ши­рине пря­мо­уголь­ни­ка, на ко­то­ром же­ла­тель­но по­стро­ить па­ра­бо­лу; меж­ду од­ним и дру­гим гвоз­дём под­ве­сим тон­кую це­поч­ку, ко­то­рая све­ши­ва­лась бы вниз и бы­ла та­кой дли­ны, чтобы са­мая низ­кая точ­ка её на­хо­ди­лась от уров­ня гвоз­дя на рас­сто­я­нии, рав­ном длине приз­мы. Це­поч­ка эта, сви­сая, рас­по­ло­жит­ся в ви­де па­ра­бо­лы, так что, от­ме­тив её след на стене пунк­ти­ром, мы по­лу­чим пол­ную па­ра­бо­лу, рас­се­ка­е­мую по­по­лам пер­пен­ди­ку­ля­ром, про­ве­дён­ным через се­ре­ди­ну ли­нии, со­еди­ня­ю­щей оба гвоз­дя. Га­ли­лео Га­ли­лей. «Бе­се­ды и ма­те­ма­ти­че­ские до­ка­за­тель­ства…». 1638.

Од­на­ко мэтр оши­бал­ся. Меж­ду па­ра­бо­лой и ли­ни­ей про­вис­шей це­пи бу­дет неболь­шое раз­ли­чие. Лишь через пол­ве­ка Иоган­ном Бер­нул­ли, Гот­ф­ри­дом Лейб­ни­цем и Хри­сти­а­ном Гюй­ген­сом бы­ло вы­ве­де­но урав­не­ние «цеп­ной ли­нии». В нём участ­ву­ет па­ра­метр, из­ме­няя ко­то­рый мож­но по­лу­чать раз­лич­ные кри­вые про­ви­са­ния це­пи. Воз­ник­но­ве­нию са­мо­го на­зва­ния «цеп­ная ли­ния» мы обя­за­ны Гюй­ген­су.

По этой ли­нии про­виснет не толь­ко цепь, но и лю­бая дру­гая од­но­род­ная нерас­тя­жи­мая нить под дей­стви­ем си­лы тя­же­сти. Эту кри­вую вы мог­ли, на­блю­дать, на­при­мер, по­се­щая му­зей.

Пе­ре­вер­нём на­шу кар­ти­ну.

Ес­ли неко­то­рым об­ра­зом по­до­брать па­ра­метр в урав­не­нии, то центр квад­ра­та, ка­тя­ще­го­ся без про­скаль­зы­ва­ния по ду­ге цеп­ной ли­нии, бу­дет дви­гать­ся ров­но по пря­мой!

Про­сле­дим за тра­ек­то­ри­ей дви­же­ния од­ной из вер­шин квад­ра­та. Эта кри­вая ни­где не пе­ре­се­ка­ет­ся с цеп­ной ли­ни­ей, а зна­чит, по­воз­ку, ка­тя­щу­ю­ся на квад­рат­ных ко­лё­сах, мож­но сде­лать! При этом рас­сто­я­ние меж­ду ося­ми по­воз­ки не обя­за­но быть крат­ным ши­рине гор­ба цеп­ной ли­нии — ко­лё­са мо­гут на­хо­дить­ся в раз­ных фа­зах.

На квад­рат­ных ко­лё­сах ез­дить мы на­учи­лись. Ока­зы­ва­ет­ся, что мож­но ез­дить и на ко­лё­сах, име­ю­щих вид лю­бо­го пра­виль­но­го мно­го­уголь­ни­ка. До­ро­га толь­ко долж­на быть не со­всем ров­ной — в ви­де цеп­ной ли­нии со зна­че­ни­ем па­ра­мет­ра, за­ви­ся­щим от ко­ли­че­ства уг­лов. При при­бли­же­нии пра­виль­но­го мно­го­уголь­ни­ка к окруж­но­сти и со­от­вет­ству­ю­щем из­ме­не­нии па­ра­мет­ра ар­ки цеп­ной ли­нии ста­но­вят­ся всё ни­же, а го­ри­зон­таль­ная дли­на участ­ка, необ­хо­ди­мая для од­но­го обо­ро­та мно­го­уголь­ни­ка, ста­но­вит­ся всё бли­же к длине окруж­но­сти. Та­кая вот эво­лю­ция ко­ле­са, ко­то­рое, в от­ли­чие от пра­виль­ных мно­го­уголь­ни­ков, еду­щих по цеп­ной ли­нии, уме­ет по­во­ра­чи­вать.

На­тя­нем на два об­ру­ча, рас­по­ло­жен­ных в па­рал­лель­ных плос­ко­стях, мыль­ную плён­ку. Мыль­ная плён­ка — уди­ви­тель­ный объ­ект. Она лег­кая, внут­рен­ние си­лы го­раз­до силь­нее, чем си­ла тя­же­сти, и вслед­ствие это­го плён­ка все­гда при­ни­ма­ет вид по­верх­но­сти, име­ю­щей ми­ни­маль­ную пло­щадь при дан­ных гра­нич­ных усло­ви­ях.

Как рас­по­ло­жит­ся мыль­ная плён­ка, на­тя­ну­тая на об­ру­чи? Ока­зы­ва­ет­ся, это бу­дет по­верх­ность, об­ра­зо­ван­ная вра­ще­ни­ем цеп­ной ли­нии! Ес­ли из­ме­нять рас­сто­я­ние меж­ду плос­ко­стя­ми об­ру­чей, то по­верх­ность то­же бу­дет ме­нять­ся, но все­гда про­филь её бу­дет в ви­де цеп­ной ли­нии дан­ной дли­ны, под­ве­шен­ной на со­от­вет­ствен­но рас­по­ло­жен­ные стол­би­ки. До­ка­зал это в 1744 го­ду Лео­нард Эй­лер в со­чи­не­нии «Ме­тод на­хож­де­ния кри­вых ли­ний, об­ла­да­ю­щих свой­ства­ми мак­си­му­ма или ми­ни­му­ма», а са­му по­верх­ность на­звал ка­те­но­ид (лат. catena — цепь; греч. έιδος — вид).

Ли­те­ра­ту­ра

Г. Га­ли­лей. Бе­се­ды и ма­те­ма­ти­че­ские до­ка­за­тель­ства, ка­са­ю­щи­е­ся двух но­вых от­рас­лей на­у­ки, от­но­ся­щих­ся к ме­ха­ни­ке и мест­но­му дви­же­нию си­ньо­ра Га­ли­лео Га­ли­лея Лин­чео, фило­со­фа и пер­во­го ма­те­ма­ти­ка свет­лей­ше­го ве­ли­ко­го гер­цо­га тос­кан­ско­го. С при­ло­же­ни­ем о цен­трах тя­же­сти раз­лич­ных тел. М.—Л.: Го­судар­ствен­ное тех­ни­ко-тео­ре­ти­че­ское из­да­тель­ство, 1934. С. 273—274.

Обсуждение (сообщений: 4)

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке