Share…

The shortest path

Our planet, the Earth, has the shape of a ball flattened a bit at the poles. Quite a while people have used a ball-shaped globe to portray the Earth. But even more time we've been using a map.

A sphere is a surface of constant positive curvature and because of that it can't be placed on a plane without distortions. Methods to draw maps, cartographic projections, have a long and a very interesting story. Some of them are more familiar to us, some are used in very special questions and are barely seen in ordinary life, but it's a subject to another movie.

Some time ago there was a wonderful tradition to hang a map in the kitchen or in the children's room. Every piece of news had a visual geographical interpretation.

Let's look at a map created using one of standard projections and follow a trajectory the planes take from Moscow to the East of Russia, say, Vladivostok. If you have ever made this trip you might have noticed that the plane goes fare to the top of the map.

Well, a plane trip is an expensive one. Why do they make such a détour while one could go straight forward according to the map?

The answer is that the notion of the shortest path depends on the surface where it's measured. As we said before, every plane map represents the Earth surface with distortions. Consider the same trajectories on a globe. Only here we can judge the distance of our paths.

To find the shortest path between two points on a sphere one should draw a great circle containing them. This is a circle we get taking the section, of the sphere and the plane containing our points and the sphere's center. The shortest of the two arcs of the great circle, connecting the points is the shortest path between them. In mathematics such a curve is called a geodesic on the given surface.

All the other trajectories on the map, including the straight line, turn out to be longer than the arc!

As we've seen, the planes use exactly the great arc, i.e. the shortest path.

See also in section ”Other interesting subjects”15

 

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Крат­чай­шая

На­ша пла­не­та — Зем­ля — име­ет вид ша­ра, слег­ка при­плюс­ну­то­го по по­лю­сам. До­воль­но дав­но лю­ди ис­поль­зу­ют гло­бус в ви­де сфе­ры для изоб­ра­же­ния Зем­ли. Но ещё бо­лее древ­ний спо­соб пред­став­ле­ния зем­ной по­верх­но­сти — кар­та.

Сфе­ра яв­ля­ет­ся по­верх­но­стью по­сто­ян­ной по­ло­жи­тель­ной кри­виз­ны, и по­это­му её нель­зя раз­ло­жить на плос­кость без ис­ка­же­ний. Спо­со­бы по­стро­е­ния карт — кар­то­гра­фи­че­ские про­ек­ции — име­ют дав­нюю и очень ин­те­рес­ную ис­то­рию, ка­кие-то из этих пред­став­ле­ний бо­лее при­выч­ны нам, ка­кие-то ис­поль­зу­ют­ся толь­ко в спе­ци­аль­ных во­про­сах и ре­же встре­ча­ют­ся в обы­ден­ной жиз­ни, од­на­ко это те­ма для дру­го­го мульт­филь­ма.

Ко­гда-то бы­ла очень хо­ро­шая тра­ди­ция ве­шать кар­ту на кухне или в дет­ской ком­на­те. Лю­бое но­вост­ное со­об­ще­ние сра­зу име­ло на­гляд­ную гео­гра­фи­че­скую ин­тер­пре­та­цию.

По­смот­рим на кар­ту, вы­пол­нен­ную в од­ной из стан­дарт­ных про­ек­ций, и про­сле­дим на ней, по ка­ко­му марш­ру­ту ле­та­ют са­мо­ле­ты из Моск­вы на во­сток на­шей стра­ны, на­при­мер, во Вла­ди­во­сток. Ес­ли вы ко­гда-ни­будь про­де­лы­ва­ли этот марш­рут, то на­вер­ня­ка за­ме­ти­ли, что са­мо­лёт за­би­ра­ет­ся вы­со­ко вверх по кар­те.

Но по­лёт са­мо­ле­та — очень до­ро­гое удо­воль­ствие. За­чем же они де­ла­ют та­кой крюк, ес­ли мож­но бы­ло бы про­ле­теть бо­лее ко­рот­ким марш­ру­том, со­от­вет­ству­ю­щим на кар­те пря­мой?

Всё де­ло в том, что по­ня­тие крат­чай­ше­го рас­сто­я­ния нераз­рыв­но свя­за­но с той по­верх­но­стью, по ко­то­рой оно из­ме­ря­ет­ся. Как уже от­ме­ча­лось, лю­бая плос­кая кар­та пред­став­ля­ет зем­ную по­верх­ность с ис­ка­же­ни­я­ми. Да­вай­те рас­смот­рим со­от­вет­ству­ю­щие тра­ек­то­рии на гло­бу­се. И вот толь­ко те­перь мож­но су­дить о длине  об­суж­да­е­мых марш­ру­тов.

Чтобы най­ти крат­чай­шее рас­сто­я­ние меж­ду дву­мя точ­ка­ми на сфе­ре, необ­хо­ди­мо про­ве­сти через них боль­шую окруж­ность. Это окруж­ность, об­ра­зо­ван­ная пе­ре­се­че­ни­ем сфе­ры с плос­ко­стью, про­хо­дя­щей через центр сфе­ры и на­ши точ­ки. Ми­ни­маль­ная из двух дуг боль­шой окруж­но­сти, со­еди­ня­ю­щая точ­ки, и толь­ко она яв­ля­ет­ся крат­чай­шим рас­сто­я­ни­ем на сфе­ре меж­ду ни­ми. В ма­те­ма­ти­ке ли­нию, от­ве­ча­ю­щую ми­ни­маль­но­му рас­сто­я­нию меж­ду дву­мя точ­ка­ми, на­зы­ва­ют гео­де­зи­че­ской на рас­смат­ри­ва­е­мой по­верх­но­сти.

Все осталь­ные марш­ру­ты, со­еди­ня­ю­щие Моск­ву и Вла­ди­во­сток, в том чис­ле тот, ко­то­рый ка­зал­ся пря­мым на кар­те, бу­дут длин­нее этой ду­ги!

Как ви­дим, са­мо­лё­ты ле­та­ют имен­но по ду­ге боль­шой окруж­но­сти, т. е. по са­мо­му ко­рот­ко­му пу­ти.

Обсуждение (сообщений: 2)

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке