Share…

Invisible bodies

in collaboration with V. Yu. Protasov

Video

00:00|00:00

Pictures

It was night outside long before the business was over,
and nothing was to be seen but
the dim eyes and the claws.

Herbert Wells. The Invisible Man. 1897.

Herbert Wells went three times in Russia. During his second visit - then there was already the Soviet Union – he met Yakov Isidorovich Perelman, who submitted to the attention of the author of “The Invisible Man” the following fact: if a man is completely invisible, then the crystalline lens of his eyes are invisible, and therefore they do not refract the light and do not convey the images on the retina. For this man everything is invisible!

But are there invisible bodies, albeit inanimate? In 2009, mathematicians have shown that there exists inanimate invisible beings!

Let us start from the seventeenth century. In “Mathematical Principles of Natural Philosophy” (“Philosophiae Naturalis Principia Mathematica”) Isaac Newton studied the problem of the fall (or movement) of different bodies in a “rarefied medium, consisting of identical particles, arbitrarily placed at equal distances from one another” that bounce elastically when they collide with the bodies. Later this problem was called “Newton’s aerodynamic problem.”

The first two bodies considered are a sphere and a cylinder, both with the same diameter. Which of these bodies meet less resistance? Newton shows by geometric methods that the resistance for the sphere will be twice lower.

In a second time Newton begins to study the truncated cones: among all the truncated cones with the radius of the bigger base and the height fixed, find the one for which the resistance in a rarefied medium - for a motion along the axis of the cone - is minimal.

Let us consider a section of the truncated cone and the problem in the planar case.

What is the resistance? While the cone falls, it collides with the spheres - the particles of the rarefied medium. One part of the spheres collide with the lower surface of the truncated cone, and a part with the lateral surface, some of them move without stopping and without suffering the effect of the body. When it collides with the truncated cone a particle changes its direction of motion according to the law that “the angle of incidence equals the angle of reflection”. The resistance that the sphere has put up to the fall of the truncated cone consists in the change of the vertical component of the momentum vector of the sphere. Since the sphere evenly on average hit the surface of the body, the thrusts to the left and to the right cancel out and should be not considered .

In the planar case the resistance of the section of the truncated cone is proportional to the sum of the area of a rectangle constructed on the smaller base of the trapezium and the area of a parallelogram, constructed on the oblique side. And this resistance must be minimized. If we do the calculation, we find that the area of the figure in green is minimal when the angle between the base and the oblique side is equal to 135°. That is, the sphere after the collision with the oblique side moves in a strictly horizontal direction.

From the planar solution of the problem, can we deduce that the section of the optimal truncated cone will satisfy the same condition for the three-dimensional problem? It turns out that this is not true. To move from one section of an object to the object itself, we must rotate the planar section around the vertical axis. The small pieces of the surface farthest from the axis, contributing to the area, describe during the rotation a trajectory much longer and will therefore make a greater contribution to the volume. By consequence, we cannot find the minimum volume in the three-dimensional problem using the minimum of the area in the plane.

In the three-dimensional case the resistance of the blue cone is proportional to the volume of the green solid, and we have to find the minimum of this volume, among all truncated cones. Newton shows that the truncated cone will be optimal – i.e., it meets the least resistance - under the following condition. Take the midpoint of the height of the trapezium and connect it with the extreme point of the base by a straight segment. Add a vertical segment of this length below the midpoint considered. The optimal cone is obtained by rotating the base of the isosceles triangle thus obtained. It is surprising that the solid that meets the least resistance is not a cone but a truncated cone!

But what will be the best convex solid of revolution, best in the sense of least resistance, with a given width and a given height? Although at that time the variational calculus did not exist yet (these problems are now solved by this method), Newton finds the answer to this question. He shows that the best convex solid of revolution does not differ much from the optimal cone, and calculates the exact generating curve of this solid.

Since the time of Isaac Newton, for more than 300 years, scientists considered the aerodynamic problem in a rarefied medium in its initial formulation: find a convex solid of revolution. It seemed natural that the best solid should be convex. Only in the twenty-first century mathematicians tried to waive the condition of convexity, and this led to an amazing achievement!

Take, for instance, the section of the optimal solid found by Newton, and make a triangular hole in its flat part. The solid of rotation obtained is already no more convex, but its resistance decreased with respect to that of the convex solid. In fact, if the groove is not too deep, then a sphere, after a collision, bounces in oblique and does not collide with the solid any more. The vertical component of the momentum vector of the sphere, and, consequently, the braking impressed by the impact will be lower than for a rebound on a horizontal surface.

We will observe two interesting constructions of non-convex solids, exposed in the work of A. Yu. Plakhov.

The plane section of the first construction consists of two pieces of parabolas, arranged so that their focuses and their axes coincide. The motion will be in the direction of the axis of parabolas. As you remember, the parabola has the optical property that the rays parallel to its axis, after reflection on the parabola, pass through its focus. In the construction we consider, part of the spheres that collide with it, fall into the horizontal segment tangent to the top of the small parabola and put up resistance to the motion. But most of the spheres are reflected by the big parabola, pass through the focus, and then are reflected by the small parabola and go away in a direction parallel to the initial one. In the Newton rarefied medium these spheres do not increase the resistance because they do not lose the vertical component of their momentum, and after the collisions they exit in a direction parallel to that with which they entered, only displaced in horizontal.

The part of the construction that reflects the spheres can be made small, without changing the basic concept of the same construction.

Let us rotate the construction of the two parabolas about the vertical axis. We obtain a solid that recall a flying saucer. If we look at it from above, we see that the surface of this disk is very large. The surface on which the resistance is generated can be made as small as we wish. For a motion in the direction of its axis this solid of revolution in a rarefied Newton medium will meet a resistance as little as we want.

But do they exist bodies with no resistance at all? It happens that also such bodies exist!

The construction is based on a triangle with angles of 30, 30 and 120 degrees. Take another triangle symmetrical with respect to the vertical axis at a distance of two heights.

We look at what happens when this planar construction moves in the direction of the axis of symmetry in a rarefied Newton medium. With some spheres it will not collide at all, so that such spheres have no influence on the motion. But those spheres, with which it collides, are always reflected on both the triangles and exit in a direction parallel to the axis of symmetry, without changing their momentum vector. In this way, the resistance of the solid obtained by rotating this construction about its axis of symmetry, is equal to zero!

To follow the trajectory of the spheres - the particles of the medium - we have represented their trajectories in the form of rays. But it is exactly along these trajectories that a ray of light propagates! If the last construction of the two triangles is made of reflecting surfaces, then the right and left parts of the images that we see through it, are exchanged. But if we take a second identical construction and put it over the first, then the optical system so obtained will neither deflect the rays, nor reverse them.

Now we rotate the planar construction around its axis of symmetry and we ensure that all internal surfaces are mirror. We get a solid that from outside is a cylinder whereas inside is made of four conical reflecting surfaces. If we look through this cylinder along its axis of symmetry, then it will be invisible!

In his work, A.Yu.Plakhov also consider how to make an invisible envelop to any body. An object covered with a similar mantle becomes almost invisible!

Obviously, these constructions do not deviate (or almost do not deviate in the case of the invisible mantle) only those rays that are parallel to the axis of symmetry. And for the human eye the “invisible cylinder” will be in fact almost invisible, only if seen from far enough. It is possible that some of you, using the knowledge of mathematics, and, perhaps, of other sciences, in the future be able to build objects completely invisible.

See also in section ”Other interesting subjects”15

 

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Неви­дим­ка

совместно с Владимиром Юрьевичем Протасовым

Видео

00:00|00:00

Картинки

Ко­гда я за­кон­чил опыт, уже на­сту­пи­ла ночь;
ни­че­го не бы­ло вид­но, кро­ме
ту­ман­ных пя­тен на ме­сте глаз и ког­тей.

Herbert Wells. The Invisible Man. 1897.

Гер­берт Уэллс три­жды был в Рос­сии. Во вре­мя вто­ро­го сво­е­го ви­зи­та, уже в Со­вет­ский Со­юз, встре­чал­ся с Яко­вом Ис­и­до­ро­ви­чем Пе­рель­ма­ном, ко­то­рый об­ра­тил вни­ма­ние ав­то­ра «Че­ло­ве­ка-неви­дим­ки» на сле­ду­ю­щий факт: ес­ли че­ло­век весь неви­дим, то и глаз­ные хру­ста­ли­ки неви­ди­мы, а зна­чит, не пре­лом­ля­ют свет и не со­би­ра­ют изоб­ра­же­ние на сет­чат­ке. Та­кой че­ло­век сам не мо­жет ви­деть!

Так бы­ва­ют ли неви­ди­мые те­ла, пусть и неоду­шев­лён­ные? В 2009 го­ду ма­те­ма­ти­ки до­ка­за­ли, что неоду­шев­лён­ные бы­ва­ют!

Но нач­нём с XVII ве­ка. В «Ма­те­ма­ти­че­ских на­ча­лах на­ту­раль­ной фило­со­фии» (“Philosophiae Naturalis Principia Mathematica”) Иса­ак Нью­тон изу­ча­ет за­да­чу о па­де­нии (дви­же­нии) раз­лич­ных тел в «ред­кой сре­де, со­сто­я­щей из рав­ных ча­стиц, сво­бод­но рас­по­ло­жен­ных в рав­ных друг от дру­га рас­сто­я­ни­ях», при столк­но­ве­нии с те­лом от­ле­та­ю­щих аб­со­лют­но упру­го. Впо­след­ствии эта за­да­ча по­лу­чи­ла на­зва­ние «аэро­ди­на­ми­че­ская за­да­ча Нью­то­на».

Пер­вые два те­ла, ко­то­рые он рас­смат­ри­ва­ет, — шар и ци­линдр, опи­сан­ные на рав­ных диа­мет­рах. Ка­кое из этих тел бу­дет иметь мень­шее со­про­тив­ле­ние? Гео­мет­ри­че­ски­ми ме­то­да­ми Нью­тон по­ка­зы­ва­ет, что у ша­ра со­про­тив­ле­ние бу­дет в два ра­за мень­ше.

Да­лее Нью­тон пе­ре­хо­дит к рас­смот­ре­нию ко­ну­сов вра­ще­ния. Сре­ди всех ко­ну­сов с фик­си­ро­ван­ным ра­ди­у­сом ос­но­ва­ния и фик­си­ро­ван­ной вы­со­той най­ти тот (воз­мож­но, ост­рый, а быть мо­жет, усе­чён­ный), у ко­то­ро­го со­про­тив­ле­ние в ред­кой сре­де при дви­же­нии вдоль оси вра­ще­ния бу­дет ми­ни­маль­ным.

Рас­смот­рим се­че­ние ко­ну­са и за­да­чу в плос­ком слу­чае.

Что же та­кое со­про­тив­ле­ние? При па­де­нии ко­нус стал­ки­ва­ет­ся с ша­ри­ка­ми — ча­сти­ца­ми ред­кой сре­ды. Часть ша­ри­ков по­па­да­ет в ма­лое ос­но­ва­ние ко­ну­са, часть — в бо­ко­вую по­верх­ность, неко­то­рые про­ле­та­ют ми­мо и во­об­ще не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на дви­же­ние ко­ну­са. При упру­гом столк­но­ве­нии с ко­ну­сом ша­рик ме­ня­ет на­прав­ле­ние дви­же­ния по за­ко­ну «угол па­де­ния ра­вен уг­лу от­ра­же­ния». Из­ме­не­ние вер­ти­каль­ной со­став­ля­ю­щей век­то­ра им­пуль­са ша­ри­ка и есть то со­про­тив­ле­ние, ко­то­рое ша­рик ока­зал па­де­нию ко­ну­са. Так как в сред­нем ша­ри­ки рав­но­мер­но уда­ря­ют­ся о по­верх­ность те­ла, то сдви­ги впра­во-вле­во ком­пен­си­ру­ют друг дру­га и не рас­смат­ри­ва­ют­ся.

В плос­ком слу­чае со­про­тив­ле­ние се­че­ния ко­ну­са про­пор­цио­наль­но сум­ме пло­ща­дей пря­мо­уголь­ни­ка, по­стро­ен­но­го на ма­лень­ком ос­но­ва­нии, и па­рал­ле­ло­грам­ма, по­стро­ен­но­го на бо­ко­вой сто­роне. И это со­про­тив­ле­ние на­до све­сти к ми­ни­му­му. Ес­ли по­счи­тать, то наи­мень­шей пло­щадь зе­лё­ной фигу­ры бу­дет в том слу­чае, ко­гда угол меж­ду ос­но­ва­ни­ем и об­ра­зу­ю­щей бу­дет ра­вен 135°. Т. е. ша­рик по­сле со­уда­ре­ния с об­ра­зу­ю­щей бу­дет от­ле­тать стро­го го­ри­зон­таль­но.

Сле­ду­ет ли из ре­ше­ния за­да­чи в плос­ком слу­чае, что оп­ти­маль­ный ко­нус в трёх­мер­ной за­да­че бу­дет удо­вле­тво­рять то­му же усло­вию? Ока­зы­ва­ет­ся, нет. Чтобы пе­рей­ти от се­че­ния к са­мо­му те­лу, нуж­но плос­кую кар­тин­ку про­вра­щать от­но­си­тель­но вер­ти­каль­ной оси. Бо­лее да­лё­кие от оси вер­ти­каль­ные от­рез­ки, об­ра­зо­вы­вав­шие пло­щадь, бу­дут про­хо­дить бо­лее длин­ный путь при вра­ще­нии и бу­дут вно­сить боль­ший вклад в объ­ём, со­от­вет­ствен­но, ми­ни­мум объ­ё­ма в ис­ход­ной за­да­че ис­кать по плос­кой кар­тин­ке нель­зя.

В трёх­мер­ном слу­чае со­про­тив­ле­ние си­не­го ко­ну­са про­пор­цио­наль­но объ­ё­му зе­лё­но­го те­ла, и нуж­но най­ти ми­ни­мум это­го объ­ё­ма. Нью­тон по­ка­зы­ва­ет, что ко­нус бу­дет оп­ти­маль­ным — иметь наи­мень­шее со­про­тив­ле­ние — при сле­ду­ю­щем усло­вии. Возь­мём се­ре­ди­ну вы­со­ты и со­еди­ним ее с точ­кой ос­но­ва­ния ко­ну­са. От­ло­жим та­кой же по длине от­ре­зок вер­ти­каль­но вниз от се­ре­ди­ны вы­со­ты. Об­ра­зу­ю­щая оп­ти­маль­но­го ко­ну­са долж­на ле­жать на ос­но­ва­нии по­лу­чив­ше­го­ся рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка. Уди­ви­тель­но, что ко­нус с наи­мень­шим со­про­тив­ле­ни­ем бу­дет усе­чён­ным!

А ка­ко­во бу­дет наи­луч­шее, в смыс­ле ми­ни­маль­но­сти со­про­тив­ле­ния, вы­пук­лое те­ло вра­ще­ния при дан­ных ши­рине и вы­со­те? Несмот­ря на от­сут­ствие в то вре­мя ва­ри­а­ци­он­но­го ис­чис­ле­ния (имен­но ме­то­да­ми этой на­у­ки сей­час ре­ша­ют­ся та­кие за­да­чи), Нью­тон на­хо­дит от­вет и на этот во­прос. Он по­ка­зы­ва­ет, что наи­луч­шее вы­пук­лое те­ло вра­ще­ния бу­дет не силь­но от­ли­чать­ся от оп­ти­маль­но­го ко­ну­са, и в точ­но­сти вы­чис­ля­ет об­ра­зу­ю­щую это­го те­ла. Опре­де­лив наи­луч­шее вы­пук­лое те­ло вра­ще­ния, он пи­шет: «Я счи­таю, что это пред­ло­же­ние мо­жет быть не бес­по­лез­но при по­стро­е­нии су­дов».

Со вре­мён Иса­а­ка Нью­то­на, бо­лее 300 лет учё­ные рас­смат­ри­ва­ли аэро­ди­на­ми­че­скую за­да­чу в ред­кой сре­де в той по­ста­нов­ке, что бы­ла им сфор­му­ли­ро­ва­на — най­ти вы­пук­лое те­ло вра­ще­ния. Ка­за­лось есте­ствен­ным, что наи­луч­шее те­ло долж­но быть вы­пук­лым. Лишь в XXI ве­ке от­ка­за­лись от усло­вия вы­пук­ло­сти, и это при­ве­ло к уди­ви­тель­ным ре­зуль­та­там!

Возь­мём, к при­ме­ру, наи­луч­шее те­ло, най­ден­ное Нью­то­ном, и в его плос­кой ча­сти сде­ла­ем тре­уголь­ную вы­ем­ку. Те­ло станет уже невы­пук­лым, но его со­про­тив­ле­ние умень­шит­ся по срав­не­нию с ис­ход­ным вы­пук­лым. Дей­стви­тель­но, ес­ли вы­ем­ка не слиш­ком глу­бо­кая, то по­сле со­уда­ре­ния ша­рик от­ско­чит по на­клон­ной и боль­ше не уда­рит­ся о те­ло. Вер­ти­каль­ная со­став­ля­ю­щая век­то­ра им­пуль­са ша­ри­ка, а зна­чит, и тор­мо­же­ние те­ла при та­ком со­уда­ре­нии бу­дет мень­ше, чем при от­ско­ке от го­ри­зон­таль­ной по­верх­но­сти.

Рас­смот­рим две ин­те­рес­ные кон­струк­ции невы­пук­лых тел, пред­ло­жен­ные в ра­бо­тах А. Ю. Пла­хо­ва и его уче­ни­ков.

Плос­кое се­че­ние пер­вой кон­струк­ции со­сто­ит из двух кус­ков па­ра­бол, рас­по­ло­жен­ных так, что фо­кус и ось сим­мет­рии у них об­щие. Дви­же­ние бу­дет про­ис­хо­дить вдоль оси па­ра­бол. Как вы помни­те, у па­ра­бо­лы есть оп­ти­че­ское свой­ство — лу­чи, па­рал­лель­ные оси, по­сле от­ра­же­ния от па­ра­бо­лы про­хо­дят через фо­кус. В рас­смат­ри­ва­е­мой кон­струк­ции часть ша­ров, с ко­то­ры­ми стал­ки­ва­ет­ся та­кое те­ло, по­па­да­ет в верх­нюю часть ма­лень­кой па­ра­бо­лы и ока­зы­ва­ет со­про­тив­ле­ние дви­же­нию. Боль­шин­ство же ша­ров от­ра­жа­ет­ся от боль­шой па­ра­бо­лы, про­хо­дит через фо­кус, за­тем от­ра­жа­ет­ся от ма­лень­кой па­ра­бо­лы и ухо­дит па­рал­лель­но из­на­чаль­но­му на­прав­ле­нию. В ред­кой сре­де Нью­то­на та­кие ша­ры не уве­ли­чи­ва­ют со­про­тив­ле­ние те­ла — они не те­ря­ют вер­ти­каль­ную со­став­ля­ю­щую им­пуль­са, ухо­дят по­сле столк­но­ве­ния па­рал­лель­но из­на­чаль­но­му на­прав­ле­нию, хо­тя и сме­ща­ют­ся от­но­си­тель­но него.

Ту часть кон­струк­ции, от ко­то­рой от­ра­жа­ют­ся ша­ры, мож­но умень­шать, не ме­няя ос­нов­ной идеи.

Про­вра­ща­ем кон­струк­цию из двух па­ра­бол во­круг вер­ти­каль­ной оси. По­лу­чим некий вид ле­та­ю­щей та­рел­ки. Ес­ли по­смот­реть на неё свер­ху, то пло­щадь, за­ни­ма­е­мая та­кой та­рел­кой, очень боль­шая. А вот пло­щадь, на ко­то­рой воз­ни­ка­ет со­про­тив­ле­ние, мож­но сде­лать сколь угод­но ма­лой. При дви­же­нии вдоль сво­ей оси вра­ще­ния та­кой ап­па­рат в ред­кой сре­де Нью­то­на бу­дет иметь сколь угод­но ма­лое со­про­тив­ле­ние.

А бы­ва­ют ли те­ла со­всем без со­про­тив­ле­ния? Ока­зы­ва­ет­ся, бы­ва­ют и та­кие!

Кон­струк­ция ос­но­ва­на на тре­уголь­ни­ке с уг­ла­ми 30, 30 и 120 гра­ду­сов. Возь­мём на рас­сто­я­нии двух вы­сот сим­мет­рич­ный от­но­си­тель­но вер­ти­каль­ной оси та­кой же тре­уголь­ник.

По­смот­рим, что про­ис­хо­дит, ко­гда эта плос­кая кон­струк­ция дви­жет­ся в на­прав­ле­нии оси сим­мет­рии в ред­кой сре­де Нью­то­на. С неко­то­ры­ми ша­ра­ми она во­об­ще не стал­ки­ва­ет­ся, и они не ока­зы­ва­ют вли­я­ния на дви­же­ние. Те же ша­ры, с ко­то­ры­ми она стал­ки­ва­ет­ся, от­ра­жа­ют­ся все­гда от обо­их тре­уголь­ни­ков и ухо­дят по на­прав­ле­нию, па­рал­лель­но­му оси сим­мет­рии, без из­ме­не­ния век­то­ра им­пуль­са. Та­ким об­ра­зом, в мо­де­ли Нью­то­на со­про­тив­ле­ние те­ла, по­лу­чен­но­го вра­ще­ни­ем та­кой кон­струк­ции во­круг оси, рав­но ну­лю!

Чтобы про­сле­дить за тра­ек­то­ри­я­ми ша­ри­ков — ча­стиц сре­ды, — их пу­ти изоб­ра­жа­лись в ви­де лу­ча. Но ведь имен­но по этой тра­ек­то­рии бу­дет рас­про­стра­нять­ся и оп­ти­че­ский луч! Ес­ли по­след­нюю кон­струк­цию из двух тре­уголь­ни­ков сде­лать из зер­кал, то в ча­сти изоб­ра­же­ния, ко­то­рое мы бу­дем ви­деть через неё, по­ме­ня­ют­ся пра­вая и ле­вая сто­ро­ны. Но ес­ли взять ещё од­ну та­кую же кон­струк­цию из двух тре­уголь­ни­ков и при­ста­вить свер­ху, то по­лу­чив­ша­я­ся оп­ти­че­ская си­сте­ма уже не бу­дет ни ис­крив­лять лу­чи, ни пе­ре­став­лять их.

Про­вра­ща­ем плос­кую кон­струк­цию с на­не­сён­ным зер­каль­ным по­кры­ти­ем на внут­рен­них сто­ро­нах во­круг оси сим­мет­рии. По­лу­чим те­ло, ко­то­рое сна­ру­жи — ци­линдр, а внут­ри со­сто­ит из че­ты­рёх зер­каль­ных ко­ну­сов.

Та­кая кон­струк­ция не от­кло­ня­ет лу­чи, ко­то­рые по­па­да­ют в ци­линдр па­рал­лель­но оси его сим­мет­рии. А зна­чит, ес­ли отой­ти до­ста­точ­но да­ле­ко и по­смот­реть вдоль оси, он бу­дет по­чти неви­дим. По­чти, по­то­му что в дей­стви­тель­но­сти лу­чи, иду­щие в ци­линдр и по­па­да­ю­щие в глаз на­блю­да­те­лю, лишь по­чти па­рал­лель­ны. Неви­ди­мым в на­прав­ле­нии оси он бу­дет из бес­ко­неч­но уда­лён­ной точ­ки.

В ра­бо­тах А. Ю. Пла­хо­ва и его уче­ни­ков пред­ло­же­но мно­го ин­те­рес­ных кон­струк­ций, свя­зан­ных с неви­ди­мо­стью тел. Сре­ди них те­ла, неви­ди­мые из ко­неч­ной точ­ки на­блю­де­ния; трёх­мер­ные те­ла, неви­ди­мые в трёх пер­пен­ди­ку­ляр­ных на­прав­ле­ни­ях. В то же вре­мя оста­ёт­ся боль­шое чис­ло от­кры­тых во­про­сов. На­при­мер, су­ще­ству­ют ли те­ла, неви­ди­мые в двух непер­пен­ди­ку­ляр­ных на­прав­ле­ни­ях; ка­ко­во мак­си­маль­но воз­мож­ное чис­ло на­прав­ле­ний неви­ди­мо­сти.

Обсуждение (сообщений: 1)

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке