Share…

Circular Reuleaux Triangle

Here is Luch-2, the eight-millimeter film projector. It was in every Russian house where cine amateurs shot and looked films.

This cartoon presents geometrical notion often studied at mathematical circles and its applications in our everyday life.

A wheel... A circle. One of the properties of a circle is its constant width. Let's draw two parallel lines and fix the distance between them. Let’s start to rotate them. The curve(the circle in this case) permanently touches both lines. This is the definition that closed curve have constant width.

Wether there are curves various from circles with constant width?

Reuleaux, Franz (1829–1905) — a french scientist. Was the first (1875) to formulate accurately the main problems of structure and kinematics of mechanisms; was developping the problems of design of technical mechanisms.

We consider a regular triangle. On each side of the triangle we shall draw an arc of a circle of radius equal to the length of the side. This curve is called "Reuleaux triangle". It turns out that this is a constant width curve. As well as in the case of a circle we shall draw two tangents, we shall fix the distance between them and we shall start to rotate them. Our curve continually touches both lines. Indeed, one of the points of contact is always situated at one of the "corners" of Reuleaux triangle, and the other on the opposite arc of the circle. Therefore the width is always equal to the radius of the circles, i.e. it is equal to the length of the initial triangle’s side.

In an everyday sense constant width of a curve means that if one make wheels with such profile then a book will roll over them without stirring.

However it is impossible to make a wheel with such profile since the center of this figure describes a complicated line while rolling.

Whether there are another constant width curves? It turns out that there are infinitely many of them.

On any regular polygon with odd numbers of vertices it is possible to plot constant width curve according to the scheme that Relo triangle has been constructed. It is necessary to draw an arc of a circle joining endpoints of the opposite side and of center in each vertex. In England 20-pence coin has the form of a constant width curve constructed on a septangle.

Considered curves do not settle the whole class of curves of constant width. It appears that there exist non-symmetric curves of constant width. We regard arbitrary collection of intersecting lines. Then we regard one of the sectors. We shall draw an arc of a circle of center in the point of intersection of lines, defining this sector, and random radius. Then we shall consider the next sector and we shall draw a circle of center in the point of intersection of lines, bounding this sector. Radius is chosen so that the part of curve, already drawn, can be continuously extended. We shall proceed further our construction.It turns out that the curve will close and we will obtain a constant width curve. Prove it

All curves of a given width have equal perimeters. The circle and Reuleaux triangle stand out from all rest curves of a given width with its extreme properties. The circle bounds the largest area and Reuleaux triangle — the least one.

Reuleaux triangle is often studied at mathematical circles. It appears that this geometrical figure has interesting applications in mechanic.

Look, it is Mazda RX-7. Unlike the majority of serial cars it (and also model RX-8) is equipped with rotary engine of Vankel. How is it constructed? It is Reuleaux triangle that is used as a rotor! Rotor separates a chamber into three parts, each become combustion chamber by turns. At first a dark blue air-fuel mixture is injected, then because of movement of rotor it is compressed, fired and twists a rotor. A rotary engine is void of some lacks of free-piston engine. For instance, here rotation is transmitted directly to an axis and it is not necessary to use crankshaft.

And this is claw mechanism. It was used in film projectors. Engines give uniform rotation of an axis. But for a sharp image, it is necessary to pull a film for one frame, to stop it, and then again to pull quickly. And so 18 times per second. The claw mechanism solves this problem. It is based on Reuleaux triangle inscribed into a square and two parallelograms, which prevent his deviations. Indeed, since the lengths of the opposite sides are equal, then the middle section, the base, and the side of the square are always parallel to each other. The closer the axis of clamping to the vertex of Reuleaux triangle the closer the figure described by dentical of claw device to a square.

And that is that one would think purely mathematical problems find interesting applications.

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Круг­лый тре­уголь­ник Ре­ло

Про­ек­тор вось­ми­мил­ли­мет­ро­вой ки­но­плён­ки «Луч-2». Имен­но он был в каж­дом до­ме, где са­ми сни­ма­ли и смот­ре­ли ки­но­этю­ды.

В этом мульт­филь­ме рас­ска­зы­ва­ет­ся, как гео­мет­ри­че­ское по­ня­тие, ча­сто изу­ча­е­мое на ма­те­ма­ти­че­ских круж­ках, на­хо­дит при­ме­не­ние в на­шей по­все­днев­ной жиз­ни.

Ко­ле­со… Окруж­ность. Од­ним из свойств окруж­но­сти яв­ля­ет­ся ее по­сто­ян­ная ши­ри­на. Про­ве­дём две па­рал­лель­ные ка­са­тель­ные и за­фик­си­ру­ем рас­сто­я­ние меж­ду ни­ми. Нач­нём вра­щать. Кри­вая (в на­шем слу­чае окруж­ность) по­сто­ян­но ка­са­ет­ся обе­их пря­мых. Это и есть опре­де­ле­ние то­го, что за­мкну­тая кри­вая име­ет по­сто­ян­ную ши­ри­ну.

Бы­ва­ют ли кри­вые, от­лич­ные от окруж­но­сти и име­ю­щие по­сто­ян­ную ши­ри­ну?

РЕЛО Франц (Reuleaux Franz, 1829—1905) — не­мец­кий учё­ный. Впер­вые (1875) чёт­ко сфор­му­ли­ро­вал и из­ло­жил ос­нов­ные воп­ро­сы струк­ту­ры и ки­не­ма­ти­ки ме­ха­низ­мов; раз­ра­ба­ты­вал проб­ле­му эс­те­тич­нос­ти тех­ни­чес­ких объ­ек­тов.

Рас­смот­рим пра­виль­ный тре­уголь­ник (с рав­ны­ми сто­ро­на­ми). На каж­дой сто­роне по­стро­им ду­гу окруж­но­сти, ра­ди­у­сом, рав­ным длине сто­ро­ны. Эта кри­вая и но­сит имя «тре­уголь­ник Ре­ло». Ока­зы­ва­ет­ся, она то­же яв­ля­ет­ся кри­вой по­сто­ян­ной ши­ри­ны. Как и в слу­чае окруж­но­сти про­ве­дём две ка­са­тель­ные, за­фик­си­ру­ем рас­сто­я­ние меж­ду ни­ми и нач­нём их вра­щать. Тре­уголь­ник Ре­ло по­сто­ян­но ка­са­ет­ся обе­их пря­мых. Дей­стви­тель­но, од­на точ­ка ка­са­ния все­гда рас­по­ло­же­на в од­ном из «уг­лов» тре­уголь­ни­ка Ре­ло, а дру­гая — на про­ти­во­по­лож­ной ду­ге окруж­но­сти. Зна­чит, ши­ри­на все­гда рав­на ра­ди­у­су окруж­но­стей, т. е. длине сто­ро­ны из­на­чаль­но­го пра­виль­но­го тре­уголь­ни­ка.

В жи­тей­ском смыс­ле по­сто­ян­ная ши­ри­на кри­вой озна­ча­ет, что ес­ли сде­лать кат­ки с та­ким про­фи­лем, то книж­ка бу­дет ка­тить­ся по ним, не ше­лох­нув­шись.

Од­на­ко ко­ле­со с та­ким про­фи­лем сде­лать нель­зя, так как её центр опи­сы­ва­ет слож­ную ли­нию при ка­че­нии фигу­ры по пря­мой.

Бы­ва­ют ли ка­кие-то ещё кри­вые по­сто­ян­ной ши­ри­ны? Ока­зы­ва­ет­ся, их бес­ко­неч­но мно­го.

На лю­бом пра­виль­ном n-уголь­ни­ке с нечёт­ным чис­лом вер­шин мож­но по­стро­ить кри­вую по­сто­ян­ной ши­ри­ны по той же схе­ме, что был по­стро­ен тре­уголь­ник Ре­ло. Из каж­дой вер­ши­ны, как из цен­тра, про­во­дим ду­гу окруж­но­сти на про­ти­во­по­лож­ной вер­шине сто­роне. В Ан­глии мо­не­та в 20 пен­сов име­ет фор­му кри­вой по­сто­ян­ной ши­ри­ны, по­стро­ен­ной на се­ми­уголь­ни­ке.

Рас­смот­рен­ные кри­вые не ис­чер­пы­ва­ют весь класс кри­вых по­сто­ян­ной ши­ри­ны. Ока­зы­ва­ет­ся, сре­ди них бы­ва­ют и несим­мет­рич­ные кри­вые. Рас­смот­рим про­из­воль­ный на­бор пе­ре­се­ка­ю­щих­ся пря­мых. Рас­смот­рим один из сек­то­ров. Про­ве­дём ду­гу окруж­но­сти про­из­воль­но­го ра­ди­у­са с цен­тром в точ­ке пе­ре­се­че­ния пря­мых, опре­де­ля­ю­щих этот сек­тор. Возь­мём со­сед­ний сек­тор, и с цен­тром в точ­ке пе­ре­се­че­ния пря­мых, опре­де­ля­ю­щих его, про­ве­дём окруж­ность. Ра­ди­ус под­би­ра­ет­ся та­кой, чтобы уже на­ри­со­ван­ный ку­сок кри­вой непре­рыв­но про­дол­жал­ся. Бу­дем так де­лать даль­ше. Ока­зы­ва­ет­ся, при та­ком по­стро­е­нии кри­вая за­мкнёт­ся и бу­дет иметь по­сто­ян­ную ши­ри­ну. До­ка­жи­те это!

Все кри­вые дан­ной по­сто­ян­ной ши­ри­ны име­ют оди­на­ко­вый пе­ри­метр. Окруж­ность и тре­уголь­ник Ре­ло вы­де­ля­ют­ся из все­го на­бо­ра кри­вых дан­ной ши­ри­ны сво­и­ми экс­тре­маль­ны­ми свой­ства­ми. Окруж­ность огра­ни­чи­ва­ет мак­си­маль­ную пло­щадь, а тре­уголь­ник Ре­ло — ми­ни­маль­ную в клас­се кри­вых дан­ной ши­ри­ны.

Тре­уголь­ник Ре­ло ча­сто изу­ча­ют на ма­те­ма­ти­че­ских круж­ках. Ока­зы­ва­ет­ся, что эта гео­мет­ри­че­ская фигу­ра име­ет ин­те­рес­ные при­ло­же­ния в ме­ха­ни­ке.

Смот­ри­те, это «Маз­да RX-7». В от­ли­чие от боль­шин­ства се­рий­ных ма­шин в ней (а так­же в мо­де­ли RX-8) сто­ит ро­тор­ный дви­га­тель Ван­ке­ля. Как же он устро­ен внут­ри? В ка­че­стве ро­то­ра ис­поль­зу­ет­ся имен­но тре­уголь­ник Ре­ло! Меж­ду ним и стен­ка­ми об­ра­зу­ют­ся три ка­ме­ры, каж­дая из ко­то­рых по оче­ре­ди яв­ля­ет­ся ка­ме­рой сго­ра­ния. Вот вспрыс­ну­лась си­няя бен­зи­но­вая смесь, да­лее из-за дви­же­ния ро­то­ра она сжи­ма­ет­ся, под­жи­га­ет­ся и кру­тит ро­тор. Ро­тор­ный дви­га­тель ли­шён неко­то­рых недо­стат­ков порш­не­во­го ана­ло­га — здесь вра­ще­ние пе­ре­да­ет­ся сра­зу на ось и не нуж­но ис­поль­зо­вать ко­лен­вал.

А это — грей­фер­ный ме­ха­низм. Он ис­поль­зо­вал­ся в ки­но­про­ек­то­рах. Дви­га­те­ли да­ют рав­но­мер­ное вра­ще­ние оси, а чтобы на экране бы­ло чёт­кое изоб­ра­же­ние, плён­ку ми­мо объ­ек­ти­ва на­до про­тя­нуть на один кадр, дать ей по­сто­ять, по­том опять рез­ко про­тя­нуть, и так 18 раз в се­кун­ду. Имен­но эту за­да­чу ре­ша­ет грей­фер­ный ме­ха­низм. Он ос­но­ван на тре­уголь­ни­ке Ре­ло, впи­сан­ном в квад­рат, и двой­ном па­рал­ле­ло­грам­ме, ко­то­рый не да­ёт квад­ра­ту на­кло­нять­ся в сто­ро­ны. Дей­стви­тель­но, так как дли­ны про­ти­во­по­лож­ных сто­рон рав­ны, то сред­нее зве­но при всех дви­же­ни­ях оста­ёт­ся па­рал­лель­ным ос­но­ва­нию, а сто­ро­на квад­ра­та — все­гда па­рал­лель­ной сред­не­му зве­ну. Чем бли­же ось креп­ле­ния к вер­шине тре­уголь­ни­ка Ре­ло, тем бо­лее близ­кую к квад­ра­ту фигу­ру опи­сы­ва­ет зуб­чик грей­фе­ра.

Вот та­кие ин­те­рес­ные при­ме­не­ния, ка­за­лось бы, чи­сто ма­те­ма­ти­че­ской за­да­чи ис­поль­зу­ют лю­ди.

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке