Share…

Leaving the plane

in collaboration with Sergei Markelov

Living on the Earth surface people thought for a long time that it was flat. We had to build some theories to guess that the Earth looks more like a ball. And only in the second part of the XX century we could look at our planet from the space and certify it visually.

The same happens in mathematics: considering the ambient space we can often learn more about some object.

Consider three arbitrary circles and draw common tangents to every pair. What can we say about the single line. Well, a picture is not a proof, it's just a source for our conjecture. Let's try to prove it.

Both the problem and the image consider plane objects. But what if we look at them from outside, from the ambient three-dimensional space.

Consider three spheres whose equators are the circles. The cones enveloping the pairs of spheres have the common tangents as generatrices. The points we expect to lie on the same line are the apices of the cones.

Put a plane on the cones. The upper generatrices intersect pairwise and define this plane unambiguously. The points we a interested in, the cones apices, lie both on this plane and the «equatorial» one. But this two nonparallel planes have intersect in a line! So, as we conjectured, the three points of intersection of common tangents to three arbitrary circles lie on a single line.

Nowadays this theorem we've just proved is named after a french mathematician Gasrpard Monge.

See also in section ”Other interesting subjects”15

 

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Вы­ход в про­стран­ство

совместно с Сергеем Маркеловым

Жи­вя на по­верх­но­сти Зем­ли, лю­ди дол­гое вре­мя счи­та­ли, что она плос­кая. По­на­до­би­лось по­стро­е­ние на­уч­ных тео­рий, чтобы до­га­дать­ся, что Зем­ля по­хо­жа на шар. И лишь во вто­рой по­ло­вине XX ве­ка лю­ди смог­ли по­смот­реть на Зем­лю из объ­ем­лю­ще­го про­стран­ства и убе­дить­ся во­очию.

Так же и в ма­те­ма­ти­ке: вый­дя в объ­ем­лю­щее про­стран­ство, за­ча­стую мож­но узнать мно­го ин­те­рес­но­го об объ­ек­те.

Рас­смот­рим три про­из­воль­ные окруж­но­сти и про­ве­дём по­пар­ные ка­са­тель­ные к каж­дой па­ре окруж­но­стей. Что мож­но ска­зать о по­лу­чен­ных трёх точ­ках, яв­ля­ю­щих­ся пе­ре­се­че­ни­ем ка­са­тель­ных, про­ве­дён­ных к двум окруж­но­стям? Су­дя по ри­сун­ку, они ле­жат на од­ной пря­мой. Од­на­ко ри­су­нок — это не до­ка­за­тель­ство, а лишь ин­фор­ма­ция для вы­ра­бот­ки ги­по­те­зы. По­про­бу­ем её до­ка­зать.

Рас­смат­ри­ва­е­мая за­да­ча и ри­су­нок к ней рас­по­ло­же­ны на плос­ко­сти. Да­вай­те по­смот­рим на эту плос­кость извне — из объ­ем­лю­ще­го трёх­мер­но­го про­стран­ства.

По­стро­им три сфе­ры, чьи­ми эк­ва­то­ра­ми яв­ля­ют­ся из­на­чаль­ные окруж­но­сти. Ко­ну­сы, по­пар­но охва­ты­ва­ю­щие сфе­ры, в ка­че­стве об­ра­зу­ю­щих бу­дут иметь ка­са­тель­ные, рас­смат­ри­ва­е­мые в за­да­че. Точ­ки, ко­то­рые по на­шей ги­по­те­зе ле­жат на од­ной пря­мой, бу­дут вер­ши­на­ми ко­ну­сов.

По­ло­жим на ко­ну­сы плос­кость. Верх­ние об­ра­зу­ю­щие ко­ну­сов по­пар­но пе­ре­се­ка­ют­ся и опре­де­ля­ют плос­кость од­но­знач­но. Ин­те­ре­су­ю­щие нас точ­ки — вер­ши­ны ко­ну­сов — при­над­ле­жат этой плос­ко­сти, так же, как и из­на­чаль­ной — «эк­ва­то­ри­аль­ной» плос­ко­сти. А две (непа­рал­лель­ные) плос­ко­сти пе­ре­се­ка­ют­ся по пря­мой! Зна­чит, дей­стви­тель­но, как и бы­ло пред­по­ло­же­но, эти три точ­ки — точ­ки пе­ре­се­че­ния по­пар­ных ка­са­тель­ных к трём про­из­воль­ным окруж­но­стям — ле­жат на од­ной пря­мой.

Эта те­перь уже до­ка­зан­ная и на­ми тео­ре­ма но­сит имя фран­цуз­ско­го ма­те­ма­ти­ка Гас­па­ра Мон­жа.

Обсуждение (сообщений: 1)

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке