Па­ра­бо­ли­че­ская ан­тен­на

Видео

00:00|00:00

Ор­би­та спут­ни­ка но­сит на­зва­ние гео­ста­ци­о­нар­ной, ес­ли при вра­ще­нии Зем­ли спут­ник все­гда ви­сит над од­ной и той же точ­кой зем­ной по­верх­но­сти. Та­кие ор­би­ты за­ча­стую ис­поль­зу­ют­ся в си­сте­мах свя­зи и по­зи­ци­о­ни­ро­ва­ния.

Спут­ник, ко­то­рый Вы ви­ди­те на кар­тин­ке, яв­ля­ет­ся сим­во­лом кос­ми­че­ской про­грам­мы на­шей стра­ны. Это «СОЮЗ-ТМ».

А вот так в ка­кой-то мо­мент вы­гля­де­ла за­став­ка про­грам­мы «Вре­мя» — ос­нов­ной ин­фор­ма­ци­он­ной те­ле­про­грам­мы стра­ны.

Ну а в мульт­филь­ме мы по­смот­рим, как про­ис­хо­дит про­цесс пе­ре­да­чи сиг­на­ла, на­при­мер, совре­мен­но­го спут­ни­ко­во­го теле­ви­де­ния.

Про­ве­дём пря­мую и на­зо­вём её ди­рек­три­сой. Возь­мём точ­ку вне неё. Гео­мет­ри­че­ское ме­сто то­чек, рав­но­уда­лён­ных от ди­рек­три­сы и дан­ной точ­ки (фо­ку­са), на­зы­ва­ет­ся па­ра­бо­лой.

Ес­ли на­пра­вить на па­ра­бо­лу лу­чи све­та, па­рал­лель­ные её оси сим­мет­рии, то все лу­чи со­бе­рут­ся в фо­ку­се па­ра­бо­лы. Это свой­ство на­зы­ва­ет­ся оп­ти­че­ским свой­ством па­ра­бо­лы.

Вер­но и об­рат­ное. Ес­ли по­ме­стить лам­поч­ку в фо­кус, то лу­чи, от­ра­зив­шись от па­ра­бо­лы, пой­дут па­рал­лель­но, при­чём гра­ни­ца све­та бу­дет пря­мой.

Ес­ли про­вра­щать па­ра­бо­лу от­но­си­тель­но её оси сим­мет­рии, то по­лу­чит­ся уже по­верх­ность вра­ще­ния вто­ро­го по­ряд­ка — па­ра­бо­ло­ид. Так как в лю­бом се­че­нии плос­ко­стью, со­дер­жа­щей ось сим­мет­рии, по­лу­ча­ет­ся од­на и та же па­ра­бо­ла, то оп­ти­че­ское свой­ство вер­но и для па­ра­бо­ло­и­да. Ес­ли по­ме­стить лам­поч­ку в фо­кус па­ра­бо­ло­и­да, то лу­чи, от­ра­зив­шись от по­верх­но­сти, пой­дут па­рал­лель­но друг дру­гу. Об­рат­ное то­же вер­но.

Имен­но это свой­ство ис­поль­зу­ет­ся в спут­ни­ко­вых па­ра­бо­ли­че­ских ан­тен­нах. Так как спут­ник на­хо­дит­ся очень да­ле­ко от ан­тен­ны, то лу­чи мож­но счи­тать по­чти па­рал­лель­ны­ми, и при­ём­ник сиг­на­ла ста­вит­ся в фо­кус па­ра­бо­ло­и­да.

Обсуждение (сообщений: 4)

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке