Share…

The folded rouble

After the war, in 1947, in the Soviet Union new banknotes were introduced, which were still in circulation in 1956.

In that year, Vladimir Igorevich Arnold posed the problem of the folded rouble. Can you build a planar polygon by folding a sheet of paper (a rouble bill) so that the perimeter of this polygon is larger than the perimeter of the original sheet?

In 1961 in Russia the coins and banknotes changed again, so that also the design of the rouble changed, becoming a much smaller piece of paper. At that time, however, the problem was not resolved.

Furthermore, although a positive answer “It is possible” contradicts the intuition, there must be a mathematical reason for a negative answer. If we fold a rectangle along a straight line, then the perimeter can only be reduced: to the already existing edge we have to add the segment of the line along which we have folded, but we have to remove a broken line that has the same endpoints as that segment. If we do something similar, that is if we fold again the obtained polygon along a straight line, the situation is the same: the perimeter increases by the length of a segment, but decreases by the length of a broken line. This type of folding - along a straight line - is called “simple” and can only decrease the perimeter. This however is only one reason, but not yet proof.

So can we or not increase the initial perimeter of the rectangle? In the years 1991 and 1993, yet the banknotes were changed, and that of the rouble of 1961 came out of circulation. But the Arnold problem still remained unsolved.

Since that time a Russian rouble worth, unfortunately, so little that there are no more notes, but only coins, of that value.

At the beginning of the twenty-first century, however, the problem was solved. The first mathematically rigorous solution was provided by a student of N.P. Dolbilin, Alexei Tarasov. He invented an algorithm for folding a square so that in total you get a planar polygon with a greater perimeter.

Who only wishes to enjoy the movie, can skip the next part, which has been added for those who want to understand well how the sheet has to be folded.

Take a square sheet of paper, and let us divide it into square cells, for example, 4 x 4. Colour the cells with two colours like a chessboard and draw from the centre of each square a defined number of rays. Then add in every red square a green star, so that the size of the stars grow in the direction of one diagonal. Now fold the paper in a strip, and then into a rectangle, and, eventually, into a triangle. The resulting object is done as follows. One half of it contains several blue layers, the other contains red-green layers. The way of drawing the stars was such that after folding they increase in size as one passes from one layer to another. Let us start to fold each triangle so that the parallel blue layers go to one side, and the green and red to the other. We get a surface that eventually is folded again into a planar polygon.

This polygon has one red part (the blue triangles result to be hidden inside) and a green comb. We observe that the number of teeth of this comb is exactly the number of green stars, that is, of red squares that were initially in the square.

But did the perimeter increase, compared to that of the initial square? Is the problem solved? If we compare the figures, we immediately see that the perimeter is decreased. Why then we made such complicated folding?

In the concrete example we have considered, we used a general algorithm. And in this algorithm there are two parameters: the number of cells in the initial square and the number of rays in each square. Let us look at what happens if we change these parameters.

For the same subdivision in 4x4 cells we will increase the number of rays within each cell. This leads to a narrowing of the teeth of the comb, to a lower intersection of them, and consequently, to a moderate growth of the perimeter.

There is still another parameter, the number of cells that fill the initial square. If we increase this parameter, then the comb of the resulting construction will have a bigger number of teeth.

The simultaneous growth of the two parameters, both the number of cells and the amount of rays, gives an increase in the perimeter. But how much it may increase? It results, up to infinity. But this means that at some moment it will exceed the perimeter of the initial square!

The problem of the folded rouble - to fold a rectangle so that its perimeter increases - is solved. But how many times we need to fold? Rather a lot. From the work of A. Tarasov we can get an estimate: for a square divided in 16x16 cells and 30x16 2 rays in each cell, the perimeter of the obtained polygon will be greater than the perimeter of the initial square.

This cannot be shown in the film, but can it be achieved in reality? Surely you well remember that folding a sheet of paper, albeit very thin, is possible no more than 7-8 times. If you do not do this for a long time, try that with a simple experiment. So, what the same problem posed by V.I. Arnold, and its solution with an algorithm “not feasible”, give us? Certainly an instrument of progress in science, which certainly will be useful in future developments.

References:

V.I. Arnold, Issue 1956-1, in the book “Arnold Problems”, Fazis, in Russian.

Tarasov A, A solution of the Arnold problem on the “folded rouble” Chebyshev Collection, 2004, Vol.1-5, pp. 174-187, in Russian

A. Petrunin, Origami planar and the long rouble, arXiv: 1004.0545v1, in Russian.

See also in section ”Other interesting subjects”15

 

Other projects by Mathematical Etudes

Support

Мя­тый рубль

Видео

00:00|00:00

Картинки

По­сле вой­ны, в 1947 го­ду, в СССР бы­ли вве­де­ны день­ги но­во­го об­раз­ца. И хо­тя в 1956 го­ду Ка­ре­ло-Фин­ская Со­вет­ская Со­ци­а­ли­сти­че­ская рес­пуб­ли­ка бы­ла воз­вра­ще­на в со­став РСФСР, и, со­от­вет­ствен­но, ко­ли­че­ство лен­то­чек на гер­бе умень­ши­лось, год на банк­но­тах ме­нять не ста­ли.

В том же 1956 го­ду Вла­ди­мир Иго­ре­вич Ар­нольд по­ста­вил за­да­чу о мя­том руб­ле. Мож­но ли сло­жить пря­мо­уголь­ный лист бу­ма­ги (рубль) в плос­кий мно­го­уголь­ник так, чтобы пе­ри­метр ко­неч­но­го мно­го­уголь­ни­ка был боль­ше пе­ри­мет­ра ис­ход­но­го пря­мо­уголь­ни­ка?

В 1961 го­ду на­шу стра­ну по­стиг­ла но­вая ре­фор­ма де­нег. Ди­зайн рублё­вой банк­но­ты из­ме­нил­ся, её физи­че­ский раз­мер стал го­раз­до мень­ше. К это­му вре­ме­ни за­да­ча всё ещё не бы­ла ре­ше­на.

Кро­ме то­го, что по­ло­жи­тель­ный от­вет «мож­но» про­ти­во­ре­чит ин­ту­и­ции, есть и ма­те­ма­ти­че­ские до­во­ды в поль­зу от­ри­ца­тель­но­го от­ве­та. Ес­ли сло­жить пря­мо­уголь­ник вдоль пря­мой, то пе­ри­метр толь­ко умень­шит­ся: к уже су­ще­ство­вав­шей гра­ни­це при­бав­ля­ет­ся от­ре­зок той пря­мой, вдоль ко­то­рой скла­ды­ва­ет­ся, а уко­ра­чи­ва­ет­ся гра­ни­ца на ло­ма­ную с те­ми же кон­ца­ми, что и от­ре­зок. Ес­ли сде­лать ана­ло­гич­ную опе­ра­цию — сло­жить от­но­си­тель­но пря­мой весь уже по­лу­чив­ший­ся мно­уголь­ник, — то си­ту­а­ция бу­дет та­кая же: пе­ри­метр уве­ли­чи­ва­ет­ся на дли­ну от­рез­ка, а умень­ша­ет­ся на дли­ну ло­ма­ной. Та­кое скла­ды­ва­ние — от­но­си­тель­но пря­мой — на­зы­ва­ет­ся «про­стым» и все­гда толь­ко умень­ша­ет пе­ри­метр. Но это толь­ко до­во­ды, но ещё не до­ка­за­тель­ство.

Так мож­но или нель­зя уве­ли­чить пе­ри­метр из­на­чаль­но­го пря­мо­уголь­ни­ка? В ре­фор­мах 1991 и 1993 го­дов рубль об­раз­ца 61 го­да был вы­ве­ден из об­ра­ще­ния, а за­да­ча В. И. Ар­ноль­да так и оста­ва­лась нере­шён­ной.

С тех пор один рос­сий­ский рубль — это, к со­жа­ле­нию, на­столь­ко ма­ло, что бу­маж­ных банк­нот та­ко­го до­сто­ин­ства уже не вы­пус­ка­ют, лишь ме­тал­ли­че­ские мо­не­ты.

В на­ча­ле XXI ве­ка за­да­ча всё же бы­ла ре­ше­на. Пер­вое ма­те­ма­ти­че­ски стро­гое ре­ше­ние дал уче­ник Ни­ко­лая Пет­ро­ви­ча Дол­би­ли­на — Алек­сей Та­ра­сов. Он пред­ло­жил ал­го­ритм, как скла­ды­вать квад­рат так, чтобы в ито­ге по­лу­чил­ся плос­кий мно­го­уголь­ник с боль­шим пе­ри­мет­ром.

Для тех, кто хо­чет про­сто лю­бо­вать­ся филь­мом, сле­ду­ю­щий аб­зац мож­но про­пу­стить. Для же­ла­ю­щих по­нять опи­шем спо­соб сло­же­ния по­дроб­но.

Возь­мём квад­рат­ный лист бу­ма­ги и разо­бьём его на клет­ки, на­при­мер, 4×4. Рас­кра­сим  клет­ки в шах­мат­ном по­ряд­ке в две крас­ки и в каж­дом квад­ра­те из цен­тра пу­стим опре­де­лён­ное ко­ли­че­ство лу­чей. Рас­ста­вим в крас­ных квад­ра­тах зе­лё­ные звёз­доч­ки так, чтобы их раз­мер уве­ли­чи­вал­ся при хож­де­нии по спи­ра­ли. Те­перь сло­жим лист бу­ма­ги в по­лос­ку, за­тем в пря­мо­уголь­ник, и в са­мом кон­це — в тре­уголь­ник. Эта слой­ка устро­е­на сле­ду­ю­щим об­ра­зом. Есть несколь­ко си­них сло­ев в од­ной по­ло­вине, а в дру­гой по­ло­вине — крас­ные слои. Спо­соб по­стро­е­ния зе­лё­ных звёз­до­чек был та­ков, что по­сле про­ве­дён­но­го сло­же­ния они умень­ша­ют­ся к се­ре­дине мно­го­слой­но­го тре­уголь­ни­ка, как бы вло­же­ны друг в дру­га. Нач­нём сми­нать слой­ку так, чтобы си­ние слои шли вы­пук­лым об­ра­зом на­ру­жу и крас­но-зе­лё­ные слои то­же. Мы по­лу­ча­ем по­верх­ность, ко­то­рая, в кон­це кон­цов, скла­ды­ва­ет­ся в плос­кий мно­го­уголь­ник.

У по­лу­чив­ше­го­ся мно­го­уголь­ни­ка есть крас­ное ос­но­ва­ние (си­ние тре­уголь­ни­ки на­хо­дят­ся там же, внут­ри слой­ки) и зе­лё­ная гре­бён­ка. При этом у гре­бён­ки иго­лок столь­ко же, сколь­ко бы­ло зе­лё­ных звёз­до­чек, т. е. крас­ных квад­ра­тов.

А уве­ли­чил­ся ли пе­ри­метр от­но­си­тель­но из­на­чаль­но­го квад­ра­та? Ре­ше­на ли по­став­лен­ная за­да­ча? Ес­ли срав­нить фигу­ры, то вид­но, что пе­ри­метр силь­но умень­шил­ся. За­чем же то­гда скла­ды­ва­ли та­ким слож­ным спо­со­бом?

На кон­крет­ном при­ме­ре был рас­смот­рен об­щий ал­го­ритм. И в этом ал­го­рит­ме есть два па­ра­мет­ра — ко­ли­че­ство кле­ток в раз­би­е­нии из­на­чаль­но­го квад­ра­та и ко­ли­че­ство лу­чей в каж­дом квад­ра­те. По­смот­рим, что бу­дет, ес­ли ме­нять эти па­ра­мет­ры.

При том же раз­би­е­нии 4×4 бу­дем уве­ли­чи­вать ко­ли­че­ство лу­чей внут­ри каж­дой клет­ки. Это при­ве­дёт к утонь­ше­нию иго­ло­чек гре­бён­ки, их мень­ше­му пе­ре­се­че­нию и, со­от­вет­ствен­но, неболь­шо­му уве­ли­че­нию пе­ри­мет­ра.

Есть ещё вто­рой па­ра­метр — ко­ли­че­ство кле­ток раз­би­е­ния из­на­чаль­но­го квад­ра­та. Ес­ли уве­ли­чи­вать этот па­ра­метр, то по по­стро­е­нию бу­дет уве­ли­чи­вать­ся и ко­ли­че­ство иго­лок в гре­бён­ке.

Сов­мест­ное уве­ли­че­ние обо­их па­ра­мет­ров — и ко­ли­че­ства кле­ток, и ко­ли­че­ства лу­чей в каж­дой клет­ке — да­ёт уве­ли­че­ние пе­ри­мет­ра. На­сколь­ко же он мо­жет уве­ли­чи­вать­ся? Ока­зы­ва­ет­ся, до бес­ко­неч­но­сти. А это зна­чит, что в ка­кой-то мо­мент он станет боль­ше, чем пе­ри­метр из­на­чаль­но­го квад­ра­та!

За­да­ча о мя­том руб­ле — по­скла­ды­вать пря­мо­уголь­ник и уве­ли­чить пе­ри­метр — ре­ше­на. Но сколь­ко же раз на­до скла­ды­вать? До­воль­но мно­го. Из ра­бо­ты А. Та­ра­со­ва мож­но по­лу­чить оцен­ку: при раз­би­е­нии 16×16 и ко­ли­че­стве лу­чей в каж­дой клет­ке 16²·30 пе­ри­метр по­лу­чив­ше­го­ся мно­го­уголь­ни­ка бу­дет боль­ше, чем пе­ри­метр из­на­чаль­но­го квад­ра­та.

В филь­ме это по­ка­зать нель­зя, а мож­но ли сде­лать в жиз­ни? Вы на­вер­ня­ка хо­ро­шо помни­те, что сло­жить лист бу­ма­ги, да­же очень тон­кой, мож­но не бо­лее 7—8 раз.  Ес­ли дав­но это не де­ла­ли — про­верь­те про­стым экс­пе­ри­мен­том.  Так что же да­ёт са­ма за­да­ча, по­став­лен­ная В. И. Ар­ноль­дом, и та­кой «нере­а­ли­зу­е­мый» ал­го­ритм? От­та­чи­ва­ние ин­стру­мен­та на­у­ки, ко­то­рый на­вер­ня­ка при­го­дит­ся в даль­ней­шем её раз­ви­тии.

Ли­те­ра­ту­ра

В. И. Ар­нольд. За­да­ча 1956-1 // За­да­чи Ар­ноль­да. Фа­зис, 2000. С. 2.

А. Та­ра­сов. Ре­ше­ние за­да­чи Ар­ноль­да о «мя­том руб­ле» // Че­бы­шев­ский сбор­ник. 2004. Вып. 1. Т. 5. С. 174—187.

А. Пет­ру­нин. Плос­кое ори­га­ми и длин­ный рубль. arXiv:1004.0545v1.

Другие проекты фонда «Математические этюды»

При поддержке