Ажур­ная баш­ня

Видео
Скачать
В формате AVI (768×576, 68.8 МБ)
В формате MP4 (768×576, 33.7 МБ)
В zip-архиве (AVI, 66.3 МБ)

00:00|00:00

Картинки

Все­рос­сий­ская про­мыш­лен­ная и ху­до­же­ствен­ная вы­став­ка, про­хо­див­шая в Ниж­нем Нов­го­ро­де в 1896 го­ду, ста­ла круп­ней­шей до­ре­во­лю­ци­он­ной вы­став­кой в Рос­сии. Она яви­лась де­мон­стра­ци­ей на­уч­но-тех­ни­че­ско­го про­грес­са Рос­сии то­го вре­ме­ни, а так­же три­ум­фом ве­ли­ко­го рос­сий­ско­го ин­же­не­ра Вла­ди­ми­ра Гри­го­рье­ви­ча Шу­хо­ва.

Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шу­хов ро­дил­ся 16 (28) ав­гу­ста 1853 го­да. В 1876 го­ду Шу­хов с от­ли­чи­ем окан­чи­ва­ет Им­пе­ра­тор­ское мос­ков­ское тех­ни­че­ское учи­ли­ще (ныне МГТУ им. Н.Э. Ба­у­ма­на) и по­лу­ча­ет ди­плом ин­же­не­ра-ме­ха­ни­ка. Ве­ли­кий рос­сий­ский ма­те­ма­тик Па­ф­ну­тий Льво­вич Че­бы­шев пред­ла­га­ет мо­ло­до­му че­ло­ве­ку ста­жи­ро­вать­ся у него в ма­те­ма­ти­ке и ме­ха­ни­ке, но Шу­хов вы­би­ра­ет путь ин­же­не­ра. Он уез­жа­ет в Фила­дель­фию на Все­мир­ную вы­став­ку для изу­че­ния по­след­них ми­ро­вых тех­ни­че­ских до­сти­же­ний, а по воз­вра­ще­нии в Рос­сию на­чи­на­ет свою ин­же­нер­ную де­я­тель­ность. Но с на­у­кой не по­ры­ва­ет — прак­ти­че­ские за­да­чи он ре­ша­ет на ос­но­ве глу­бо­ких на­уч­ных изыс­ка­ний, и в 1929 го­ду В.Г. Шу­хо­ва из­би­ра­ют по­чет­ным чле­ном Ака­де­мии на­ук СССР.

Сре­ди его изоб­ре­те­ний уста­нов­ки для пе­ре­ра­бот­ки и хра­не­ния неф­ти, пер­вые неф­те­про­во­ды, про­ек­ти­ро­ва­ние и стро­и­тель­ство неф­те­на­лив­ных су­дов, фор­сун­ка для го­ре­ния ма­зу­та, про­мыш­лен­ная ре­а­ли­за­ция тер­ми­че­ско­го кре­кин­га, па­ро­вые кот­лы удоб­ной кон­струк­ции, раз­ра­бот­ка и по­строй­ка же­лез­но­до­рож­ных мо­стов, ар­хи­тек­тур­ных сет­ча­тых кон­струк­ций и пе­ре­кры­тий раз­ных ти­пов. Имен­но пе­ре­кры­тия и де­бар­ка­де­ры Шу­хо­ва вен­ча­ют Пуш­кин­ский (Цве­та­ев­ский) му­зей изоб­ра­зи­тель­ных ис­кусств, ГУМ, Пет­ров­ский пас­саж, Бе­ло­рус­ский вок­зал, Ки­ев­ский вок­зал, Бах­ме­тьев­ский га­раж, а так­же про­мыш­лен­ные объ­ек­ты Пер­ми, Че­ля­бин­ска, Маг­ни­то­гор­ска и мно­гих дру­гих го­ро­дов Си­би­ри и Ура­ла. Но боль­шин­ству из нас этот ин­же­нер из­ве­стен по дру­го­му сво­е­му тво­ре­нию — башне на Ша­бо­лов­ке.

На Ни­же­го­род­ской вы­став­ке 1896 го­да пе­ре­кры­тие цен­траль­ных па­ви­льо­нов бы­ло спро­ек­ти­ро­ва­но Шу­хо­вым. А пе­ред глав­ным па­ви­льо­ном кра­со­ва­лась изящ­ная во­до­на­пор­ная баш­ня вы­со­той 25,6 мет­ра. Её бак вме­сти­мо­стью 144 ты­ся­чи лит­ров снаб­жал во­дой всю тер­ри­то­рию вы­став­ки. На ба­ке на­хо­ди­лась пло­щад­ка для обо­зре­ния, на ко­то­рую мож­но бы­ло под­нять­ся по вин­то­вой лест­ни­це внут­ри баш­ни. Пер­вое по­доб­ное со­ору­же­ние бы­ло уста­нов­ле­но Шу­хо­вым во дво­ре кон­то­ры Ба­ри, где он ра­бо­тал, но имен­но с этой вто­рой баш­ни, пред­став­лен­ной на вы­став­ке, на­чи­на­ет­ся эра ги­пер­бо­ло­ид­ных со­ору­же­ний. Баш­ня бы­ла очень кра­си­ва, и по­сле вы­став­ки её ку­пил бо­га­тый по­ме­щик Неча­ев-Маль­цев, ко­то­рый уста­но­вил её в сво­ём по­ме­стье По­ли­би­но под Ли­пец­ком. Баш­ня сто­ит там и се­го­дня.

При­ви­ле­гия (в совре­мен­ных тер­ми­нах — па­тент) на ажур­ную баш­ню в ви­де ги­пер­бо­ло­и­да бы­ла за­яв­ле­на в том же 1896 го­ду.

При­ви­легiя, вы­дан­ная 12 Мар­та 1899 го­да.
Опи­санiе ажур­ной баш­ни.
Къ при­ви­легiи ин­же­неръ-ме­ха­ни­ка В. Шу­хо­ва, въ Москвѣ, за­яв­лен­ной 11 Ян­ва­ря 1896 го­да.

Сѣтча­тая по­верх­ность, об­ра­зу­ю­щая баш­ню пред­ла­га­е­ма­го устрой­ства, со­сто­итъ изъ пря­мы­хъ де­ре­вян­ны­хъ брусьевъ, желѣзны­хъ трубъ и угол­ко­въ, опи­ра­ю­щих­ся на два коль­ца, од­но изъ ко­ихъ ввер­ху, дру­гое вни­зу баш­ни; в мѣстахъ пе­ресѣченiя — бру­сья, тру­бы и угол­ки скрѣпля­ют­ся меж­ду со­бою. Со­став­лен­ная та­ки­мъ об­ра­зо­мъ сѣтка об­ра­зу­етъ ги­пер­бо­ло­идъ вра­щенiя, по по­верх­но­сти ко­то­ра­го про­хо­дитъ рядъ го­ри­зон­таль­ны­хъ ко­ле­цъ. Устро­ен­ная та­ки­мъ спо­со­бо­мъ баш­ня пред­став­ля­етъ со­бою проч­ную кон­струкцiю, про­ти­водѣйству­ю­щую внѣшни­мъ усилiямъ при зна­чи­тель­но мень­шей за­тратѣ ма­терiала. Глав­ное примѣненiе та­кой кон­струкцiи пред­ви­дит­ся для во­до­на­пор­ны­хъ ба­шенъ и ма­я­ко­въ.

Пред­метъ при­ви­легiи.

Ажур­ная баш­ня, ха­рак­те­ри­зу­ю­ща­я­ся тѣмъ, что осто­въ ея со­сто­итъ изъ пе­ресѣка­ю­щих­ся меж­ду со­бою пря­мо­ли­ней­ны­хъ де­ре­вян­ны­хъ брусьевъ, или желѣзны­хъ трубъ, или уголь­ни­ко­въ, рас­по­ло­жен­ны­хъ по про­из­во­дя­щи­мъ тѣла вра­щенiя, фор­му ко­то­ра­го имѣетъ баш­ня, скле­пы­ва­е­мы­хъ меж­ду со­бою въ точ­кахъ пе­ресѣченiя и кромѣ то­го со­еди­нен­ны­хъ го­ри­зон­таль­ны­ми коль­ца­ми.

Ги­пер­бо­ло­ид­ных — «ажур­ных» — во­до­на­пор­ных ба­шен Шу­хов спро­ек­ти­ро­вал сот­ни, они бы­ли воз­ве­де­ны в раз­ных угол­ках Рос­сии. При этом каж­дая баш­ня име­ла свои ин­ди­ви­ду­аль­ные от­ли­чия — как необ­хо­ди­мые тех­ни­че­ские, так и ху­до­же­ствен­ные — бу­дучи на­сто­я­щим ин­же­не­ром, Вла­ди­мир Ге­ор­ги­е­вич по­ни­мал, что баш­ня долж­на не толь­ко впи­сы­вать­ся в ар­хи­тек­тур­ный об­лик го­ро­да, но и укра­шать его.

Под Хер­со­ном до сих пор со­хра­ни­лись боль­шой и ма­лый ма­я­ки ги­пер­бо­ло­ид­ной кон­струк­ции. Ещё од­но уни­каль­ное ги­пер­бо­ло­ид­ное со­ору­же­ние Шу­хо­ва — че­ты­ре опо­ры вы­со­той 128 мет­ров для пе­ре­хо­да ли­нии элек­тро­пе­ре­дач НИГРЭС через Оку под Ниж­ним Нов­го­ро­дом. Ги­пер­бо­ло­ид­ные кон­струк­ции про­бо­ва­ли ис­поль­зо­вать да­же в ка­че­стве мачт ко­раб­лей.

Но са­мым из­вест­ным со­ору­же­ни­ем Вла­ди­ми­ра Гри­го­рье­ви­ча Шу­хо­ва яв­ля­ет­ся баш­ня на Ша­бо­лов­ке. Ис­то­рия её по­строй­ки на­чи­на­ет­ся с по­ста­нов­ле­ния Со­ве­та РКО 1919 го­да о необ­хо­ди­мо­сти уста­нов­ки ра­дио­стан­ции в Москве.

По­ста­нов­ле­ние Со­ве­та Ра­бо­че-Кре­стьян­ской Обо­ро­ны.

1. Для обез­пе­че­ния на­деж­ной и по­сто­ян­ной свя­зи цен­тра Рес­пуб­ли­ки с за­пад­ны­ми го­су­дар­ства­ми и окра­и­на­ми Рес­пуб­ли­ки по­ру­ча­ет­ся На­род­но­му Ко­мис­са­ри­а­ту По­чт и Те­ле­гра­фов уста­но­вить в чрез­вы­чай­но сроч­ном по­ряд­ке в г. Москве ра­дио­стан­цию, обо­ру­до­ван­ную при­бо­ра­ми и ма­ши­на­ми наи­бо­лее со­вер­шен­ны­ми и об­ла­да­ю­щи­ми мощ­но­стью, до­ста­точ­ной для вы­пол­не­ния ука­зан­ной за­да­чи.
2. Всем го­судар­ствен­ным учре­жде­ни­ям и ор­га­ни­за­ци­ям пред­ла­га­ет­ся ока­зы­вать На­род­но­му Ко­мис­са­ри­а­ту По­чт и Те­ле­гра­фов в вы­пол­не­нии этой за­да­чи са­мое де­я­тель­ное и энер­гич­ное со­дей­ствие по ча­сти снаб­же­ния все­ми необ­хо­ди­мы­ми ма­те­ри­а­ла­ми, транс­пор­та ж. до­рож­но­го, вод­но­го и гу­же­во­го и по при­вле­че­нию к этой ра­бо­те ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных и не ква­ли­фи­ци­ро­ван­ных ра­бо­чих, обез­пе­чив их про­до­воль­стви­ем и жи­ли­щем.
3. Ра­бо­та­ю­щих по уста­нов­ке ра­дио­стан­ции счи­тать мо­би­ли­зо­ван­ны­ми на ме­сте и по­то­му не под­ле­жа­щи­ми к при­зы­ву /неза­ви­си­мо от воз­рас­та/ до тех пор по­ка ра­дио­стан­ция не бу­дет за­кон­че­на.
4. Всем ра­бо­чим ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным и не ква­ли­фи­ци­ро­ван­ным, ра­бо­та­ю­щим по уста­нов­ке ра­дио­стан­ции, вы­да­вать крас­но­ар­мей­ский па­ек до тех пор по­ка ра­дио­стан­ция не бу­дет за­кон­че­на.
5. Для на­блю­де­ния за вы­пол­не­ни­ем этой за­да­чи в крат­чай­ший срок и пра­виль­но­стью про­из­во­ди­мых ра­бот учре­дить рас­по­ря­же­ни­ем Ком­по­чте­ля осо­бую ко­мис­сию из ра­бот­ни­ков Ком­по­чте­ля и пред­ста­ви­те­лей от В.С.Н.Х. Го­судар­ствен­но­го кон­тро­ля и от Ра­дио-сек­ции Про­ле­тар­ско­го Про­из­вод­ствен­но­го Со­ю­за На­род­ной свя­зи; чле­нам ко­мис­сии уста­но­вить осо­бое воз­на­граж­де­ние в пре­де­лах норм преду­смот­рен­ных по­ста­нов­ле­ни­я­ми С.Н.К. о сов­ме­сти­тель­стве.

Пред­се­да­тель Со­ве­та Обо­ро­ны В. Улья­нов /Ле­нин/

Москва, Кремль,
30-го июля 1919 г.

Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шу­хов раз­ра­ба­ты­ва­ет про­ект ги­пер­бо­ло­ид­ной баш­ни вы­со­той 350 мет­ров. Пре­вос­хо­дя Эй­феле­ву баш­ню на 50 мет­ров по вы­со­те, кон­струк­ция рос­сий­ско­го ин­же­не­ра поз­во­ля­ла сде­лать со­ору­же­ние бо­лее проч­ным и в че­ты­ре ра­за бо­лее лёг­ким! Од­на­ко, по­сколь­ку по­сле­ре­во­лю­ци­он­ная стра­на ис­пы­ты­ва­ла ост­рый недо­ста­ток же­ле­за, ко­ли­че­ства, нуж­но­го для по­строй­ки баш­ни, — чуть боль­ше двух ты­сяч тонн — не смог­ли най­ти.

Шу­хов раз­ра­ба­ты­ва­ет но­вый про­ект Шаб­лов­ской (имен­но так то­гда на­зы­вал­ся рай­он по­строй­ки) ра­дио­баш­ни в рас­чё­те на 150-мет­ро­вую вы­со­ту.

В Москве 1919 го­да ин­фля­ция, го­лод, недо­ста­ток ме­тал­ла, тем не ме­нее, под­го­тов­ка к по­строй­ке баш­ни идёт, хо­тя и с вы­нуж­ден­ны­ми пе­ре­ры­ва­ми.

Всю свою твор­че­скую жизнь Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич ве­дёт за­пи­си в ра­бо­чих тет­ра­дях боль­шо­го фор­ма­та, и пер­вая за­пись, от­но­ся­ща­я­ся уже имен­но к по­строй­ке баш­ни, сви­де­тель­ству­ет: «Сбор­ка коль­ца баш­ни у ос­но­ва­ния на­ча­та 14 мар­та 1920 го­да».

Кро­ме раз­ра­бот­ки соб­ствен­но кон­струк­ции баш­ни, Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич при­ду­мы­ва­ет уни­каль­ный ме­тод по­строй­ки. Кра­нов необ­хо­ди­мой вы­со­ты то­гда не бы­ло, и обыч­но со­ору­же­ния стро­и­лись в ле­сах. Но по те­ле­ско­пи­че­ско­му ме­то­ду Шу­хо­ва да­же ле­са бы­ли не нуж­ны!

Все сек­ции баш­ни со­би­ра­лись на зем­ле. Вна­ча­ле со­би­ра­лась пер­вая сек­ция, а по­том внут­ри неё со­би­ра­лась вто­рая сек­ция. На верх пер­вой сек­ции и низ вто­рой уста­нав­ли­ва­лись бло­ки, объ­еди­нён­ные си­сте­мой тро­сов. Чтобы под­го­то­вить­ся к подъ­ёму сле­ду­ю­щей тре­тьей сек­ции, верх­ние бло­ки на вто­рую уста­нав­ли­ва­лись, ко­гда она ещё сто­я­ла на зем­ле. Стя­ги­вал­ся её низ — для то­го чтобы он про­шёл через рав­ную ему верх­нюю гор­ло­ви­ну пер­вой сек­ции.

«Подъ­ём вто­рой сек­ции на­чал­ся 16 ап­ре­ля 1921 го­да. 18-го под­ня­та на 8 м., 19-го — на 16, 20-го — на 24. 21-го в те­че­ние дня — на пол­мет­ра. Сек­ция уста­нов­ле­на в семь ча­сов ве­че­ра 21 ап­ре­ля 1921 го­да», — за­пись из днев­ни­ка Шу­хо­ва.

Об­щая идея, при­ме­няв­ша­я­ся и к пер­вым двум сек­ци­ям, — по­сле вы­хо­да верх­ней сек­ции над ниж­ней рас­пус­ка­лась стяж­ка, и на­чи­на­лось за­креп­ле­ние ног — швел­ле­ры, об­ра­зу­ю­щие ги­пер­бо­ло­ид верх­ней сек­ции, со­еди­ня­лись бол­та­ми с со­от­вет­ству­ю­щи­ми швел­ле­ра­ми, об­ра­зу­ю­щи­ми ниж­нюю сек­цию.

По та­кой же схе­ме под­ни­ма­лась и тре­тья сек­ция. Но при подъ­ёме чет­вёр­той сек­ции про­изо­шла ава­рия. Из днев­ни­ка В. Г. Шу­хо­ва: «29 июня 1921 го­да. При подъ­ёме чет­вер­той сек­ции тре­тья сло­ма­лась. Чет­вёр­тая упа­ла и по­вре­ди­ла вто­рую и первую в семь ча­сов ве­че­ра».

Уни­каль­ная фо­то­гра­фия баш­ни по­сле ава­рии со­хра­ни­лась в од­ной из де­ре­вень Го­ро­хо­вец­ко­го рай­о­на Вла­ди­мир­ской об­ла­сти. Де­ло в том, что боль­шин­ство стро­ив­ших баш­ню вер­хо­ла­зов бы­ли имен­но от­ту­да. Фо­то­гра­фия бы­ла най­де­на пи­са­те­лем-кра­е­ве­дом из г. Го­ро­хов­ца — Ни­ко­ла­ем Ива­но­ви­чем Ан­дре­евым.

На­ча­лись неиз­беж­ные по­сле та­ко­го со­бы­тия за­се­да­ния ко­мис­сий. И хо­тя ре­зуль­та­том ана­ли­за стал вы­вод о том, что кон­струк­ция без­упреч­на, а не вы­дер­жал нека­че­ствен­ный ме­талл тре­тьей сек­ции, тем не ме­нее, при­го­вор В. Г. Шу­хо­ву — услов­ный рас­стрел.

И вновь под­бор и по­иск ма­те­ри­а­ла для по­строй­ки баш­ни. Ко­гда ра­бо­ты воз­об­но­ви­лись, для вы­иг­ры­ша вре­ме­ни бы­ло ре­ше­но сек­ции на зем­ле стро­ить од­новре­мен­но — од­на в дру­гой. На фо­то­гра­фии, сде­лан­ной В.Г. Шу­хо­вым, вид­но, что внут­ри пер­вых двух от­ре­мон­ти­ро­ван­ных сек­ций од­новре­мен­но со­би­ра­ют­ся тре­тья, чет­вёр­тая и пя­тая.

24 ок­тяб­ря 1921 го­да на башне всё го­то­во к подъ­ёму тре­тьей сек­ции.

Из днев­ни­ка В.Г. Шу­хо­ва 1921 го­да:

27 ок­тяб­ря. Подъ­ем тре­тьей сек­ции на­чал­ся. Хо­лод­ный ве­тер. Ра­бо­та идет спо­кой­но. Ше­сти­уголь­ник по­ка дей­ству­ет очень хо­ро­шо.

28 ок­тяб­ря. Подъ­ем про­дол­жа­ет­ся. Сек­ция под­ня­та на по­ло­ви­ну вто­ро­го эта­жа.

29 ок­тяб­ря. Подъ­ем кон­чил­ся […]. По­сле обе­да на­ча­лось за­креп­ле­ние. До­пол­ни­тель­ные подъ­емы по 2 и 3 дюй­ма. При подъ­еме од­ной дву­но­ги из ше­сти по­яв­ля­ют­ся опас­но боль­шие уси­лия.
Од­на дву­но­га по­тре­бо­ва­ла опус­ка­ния, и на­тя­же­ние коль­ца бы­ло при­бли­зи­тель­но рав­но ну­лю. Необ­хо­ди­мо при­нять ме­ры для из­бе­жа­ния та­ких де­фор­ма­ций в бу­ду­щем. Подъ­ем сек­ции так­же нерав­но­ме­рен. Ука­за­те­ли недо­ста­точ­но точ­ны. Ра­бо­чие и ма­сте­ра бо­ят­ся ма­лей­ших зву­ков.
Сек­ции долж­ны быть ис­прав­ле­ны на точ­ность их при­ле­га­ния, и сто­ят сек­ции все­го на трех точ­ках, а не на ше­сти. Для вет­ра оста­ет­ся толь­ко склеп­ка при рас­свер­ли­ва­нии дыр.

30 ок­тяб­ря. Сни­ма­ли де­ре­вян­ные при­спо­соб­ле­ния.

4 но­яб­ря. По­став­ле­ны коль­ца в тре­тьей сек­ции. Но­ги на­руж­ные и внут­рен­ние при­креп­ле­ны к коль­цам. Бол­ты до­став­ле­ны. Чет­вер­тая сек­ция со­бра­на — 20 ног.

18 но­яб­ря. Чет­вер­тую сек­цию по­чти за­кон­чи­ли. Был на башне.

24, 25 но­яб­ря. Был на башне. Верх­ние дву­но­ги по­став­ле­ны, и сек­ция го­то­ва к подъ­ему.

28 но­яб­ря. Был на башне. Ве­че­ром на­гру­зи­ли низ и при­под­ня­ли на 6 дюй­мов.

29 но­яб­ря. На­чал­ся подъ­ем сек­ции. На башне хо­лод­но. Мо­роз 13°.

30 но­яб­ря. Подъ­ем про­дол­жа­ет­ся. К ве­че­ру сек­ция под­ня­та на 40 мет­ров.

1 де­каб­ря. Под­ня­ли до вер­ха. Сек­ция вы­шла за ше­стое коль­цо.

2 де­каб­ря. К 12-ти ча­сам сек­ция вста­ла на свое ме­сто. В 2 ча­са под­ня­лись вер­хо­ла­зы, 12 че­ло­век, для за­креп­ле­ния. Мо­роз 12 °С.

3 де­каб­ря. На ра­бо­тах про­дол­жа­ют за­креп­лять чет­вер­тую сек­цию.

24 де­каб­ря. Пя­тая сек­ция го­то­ва к подъ­ему.

26 де­каб­ря. На­ча­ло подъ­ема пя­той сек­ции. […] Ис­пы­та­ние подъ­ема на трех дву­но­гах вме­сто ше­сти.

27 де­каб­ря. Пя­тая сек­ция под­ня­та на по­ло­ви­ну вы­со­ты.

28 де­каб­ря. Пя­тая сек­ция вы­шла за чет­вер­тую на 10 мет­ров.

29 де­каб­ря. По слу­чаю силь­но­го сне­га и вет­ра подъ­ем пя­той сек­ции при­оста­нов­лен. […]
Укреп­ле­ние коль­ца пер­вой/вто­рой сек­ций, где на­до по­ста­вить 4 за­клеп­ки 5/8 дюйм.

30 де­каб­ря. В 2 ча­са дня пя­тая сек­ция вста­ла на свое ме­сто. В 4 ча­са вер­хо­ла­зы за­кре­пи­ли шесть ног.

31 де­каб­ря. За­креп­ле­ние пя­той сек­ции.

Уже 3 ян­ва­ря 1922 го­да ра­бо­ты по по­строй­ке баш­ни про­дол­жа­ют­ся. А 10 ян­ва­ря на­чи­на­ет­ся сбор­ка ше­стой сек­ции.

Из днев­ни­ка В.Г. Шу­хо­ва 1922 го­да:

6 фев­ра­ля. Ис­пы­та­ние подъ­ема на трех но­гах вполне бла­го­по­луч­но. В 1 час дня на­чал­ся подъ­ем ше­стой сек­ции.

7 фев­ра­ля. В 3 ча­са 30 ми­нут ше­стая сек­ция под­ня­лась в чет­вер­тую, прой­дя три сек­ции в те­че­ние 10-ти ра­бо­чих ча­сов. Подъ­ем идет на 12 фу­тов в те­че­ние 12 ми­нут, пе­ре­тя­ги­ва­ние ка­на­та тре­бу­ет 18 ми­нут. По­ни­ма­ем по­те­рю вре­ме­ни. На­до счи­тать на 1 фут подъ­ема 3 ми­ну­ты.

8 фев­ра­ля. Ше­стая сек­ция вы­шла на­верх на­по­ло­ви­ну в 3 ча­са дня.

9 фев­ра­ля. Утром ше­стая сек­ция уста­нов­ле­на. По­го­да ти­хая, —8 °С. К 4-м ча­сам укреп­ле­но 8 ног.
Баш­ня кра­си­ва, толь­ко пя­тая сек­ция име­ет ред­кую сет­ку.

10 фев­ра­ля. За­креп­ле­ны все 24 но­ги ше­стой сек­ции.

14 фев­ра­ля. По­став­ле­но коль­цо ше­стой сек­ции, и баш­ня, та­ким об­ра­зом, за­кон­че­на. При­сту­пи­ли к уста­нов­ке вер­хуш­ки с обя­за­тель­ством окон­чить ра­бо­ту в 10 дней.
Ра­бо­та по об­ра­бот­ке и уста­нов­ке че­ты­рех сек­ций и ре­мон­ту двух ниж­них сек­ций про­дол­жа­лась пять ме­ся­цев. Вся ра­бо­та про­дол­жа­лась два го­да. Со дня за­клю­че­ния кон­трак­та с Элек­тро­свя­зью по по­строй­ке баш­ни про­шло 2,5 го­да.

21 фев­ра­ля. Под­ня­та верх­няя буд­ка, и при­ступ­ле­но к подъ­ему мач­ты де­ре­вян­ной. Дан чер­теж фла­га.

22 фев­ра­ля. Под­ня­та де­ре­вян­ная мач­та, при­сту­пи­ли к уко­си­нам.

23 фев­ра­ля. Под­ня­та од­на уко­си­на, с тя­гой. На­чал­ся подъ­ем вто­рой уко­си­ны.

28 фев­ра­ля. Баш­ня за­кон­че­на, и мач­та по­став­ле­на.

14 мар­та. Пер­вое за­се­да­ние ко­мис­сии по при­ем­ке баш­ни Нар­ком­по­чте­лем.

21 мар­та. Акт сда­чи баш­ни. Ста­тьи в га­зе­тах «Из­ве­стия» и «Ра­бо­чая Москва».

По фо­то­гра­фии баш­ни, сде­лан­ной Вла­ди­ми­ром Гри­го­рье­ви­чем, мож­но су­дить о том, как вы­гля­де­ла Москва в рай­оне баш­ни в те вре­ме­на. Две наи­бо­лее из­вест­ные фо­то­гра­фии Шу­хов­ской баш­ни на Ша­бо­лов­ке, сде­лан­ные в 1929 го­ду, при­над­ле­жат клас­си­ку со­вет­ско­го кон­струк­ти­виз­ма в фо­то­гра­фии — Алек­сан­дру Ми­хай­ло­ви­чу Род­чен­ко.

19 мар­та 1922 го­да опро­бо­ва­ли пе­ре­дат­чик Ша­бо­лов­ской ра­дио­стан­ции, а в сен­тяб­ре 1922 го­да с Ша­бо­лов­ки про­зву­ча­ла пер­вая ра­дио­пе­ре­да­ча — кон­церт рус­ской му­зы­ки.

Над­строй­ка баш­ни несколь­ко раз ме­ня­лась под тех­ни­че­ские нуж­ды ра­дио­стан­ций. К са­мой башне впо­след­ствии бы­ло до­бав­ле­но несколь­ко стя­ги­ва­ю­щих сек­ции ко­лец.

В 1939 го­ду баш­ня об­ре­ла воз­мож­ность пе­ре­да­вать и теле­ви­зи­он­ный сиг­нал, на мно­гие го­ды став сим­во­лом со­вет­ско­го теле­ви­де­ния.

В кон­це XX ве­ка и в на­ши дни в раз­ных стра­нах по­яви­лось несколь­ко боль­ших ги­пер­бо­ло­ид­ных со­ору­же­ний. Из­вест­ные ино­стран­ные ар­хи­тек­то­ры, раз­ра­ба­ты­вав­шие их, при­зна­ют тот огром­ный вклад, ко­то­рый внёс в раз­ра­бот­ку та­ких кон­струк­ций ве­ли­кий рос­сий­ский ин­же­нер Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шу­хов.

Ли­те­ра­ту­ра

Е. М. Шу­хо­ва. Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шу­хов. Пер­вый ин­же­нер Рос­сии. М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Ба­у­ма­на, 2003.

Р. Гре­фе, М. М. Гап­по­е­ва, О. Пер­чи. Вла­ди­мир Гри­го­рье­вич Шу­хов. Ис­кус­ство кон­струк­ций. М.: Мир, 1994.

Ар­хив РАН. Фонд Вла­ди­ми­ра Гри­го­рье­ви­ча Шу­хо­ва. № 1508.