A dihedral group

Видео
Download
AVI video (768×576, 31.1 MB)
MP4 video (768×576, 10.2 MB)
В zip-архиве (AVI, 14.2 MB)

00:00|00:00

Pictures

Two mirrors, placed like an open book and perpendicular to a base, help to understand how kaleidoscopes work. A segment that is reflected multiple times in this mirror book, which is a dihedral mirror angle, can turn into any regular polygon.

The dihedral group is a symmetries (self-mappings) group of a regular polygon that includes both rotational and axial symmetries. All symmetries of this kind can be produced with reflections. Let’s draw a segment on the model base and look at its reflections in mirrors. To simplify the analysis of the reflections, it’s advised to draw some asymmetric figure or put an object in the corner.

If the mirrors form an angle of $120^\circ$, the segment reflected in mirrors will produce a regular triangle.

If we move the mirrors so that the angle between them is $90^\circ$, the segment will be reflected as a square. The “Mathematical Etudes” logo orientation in mirrors can be used to determine reflection level.

The main requirement to a kaleidoscope is that the image reflected in its mirrors, should be seen by the observer as a real object: if we move relative to the mirrors, the object should not change. For example, a square should always remain a square.

But if we rotate the mirror book as a whole (so that the angle remains right) relative to the base and the segment, the square will turn into a rhombus.

If the angle between mirrors is $72^\circ$, then, as it’s easy to guess, a regular pentagon will be visible in mirrors.

With the angle of $60^\circ$, we’ll get the regular hexagon. If we rotate the mirror book as a whole relative to the base, then at some point we’ll get the regular triangle. Careful observer will notice that the image of the triangle is fundamentally different from the case when the right angle was rotated: the triangle, for sure, is regular, but an image of a logo is not correct.

At the angle of $360^\circ/7$, the reflections group will produce a heptagon.

It’s possible to continue: in every case when the angle between mirrors is $360^\circ/n$, the image in the mirror book will always be a regular n-gon. And the image will always be stable!

But if the angle between the mirrors differs from $360^\circ/n$, then only some fragments of the primary area between mirrors will be visible near the “spine” of the mirror book. If the observer moves relative to the mirrors, these fragments will change — we won’t get a kaleidoscope.

A basis of kaleidoscopes is a physical law, which is well demonstrated by a mirror book: mirror reflection in a mirror again works as a mirror.

Груп­па ди­эд­ра

Видео
Скачать
AVI video (768×576, 31.1 МБ)
MP4 video (768×576, 10.2 МБ)
В zip-архиве (AVI, 14.2 МБ)

00:00|00:00

Изображения

Два зер­ка­ла, по­став­лен­ные как рас­пах­ну­тая книж­ка и пер­пен­ди­ку­ляр­ные ос­но­ва­нию, по­мо­гут по­нять, как ра­бо­та­ют ка­лей­до­ско­пы. От­ре­зок, мно­го­крат­но от­ра­зив­шись в этой зер­каль­ной кни­ге — дву­гран­ном зер­каль­ном уг­ле, — мо­жет пре­вра­тить­ся в лю­бой пра­виль­ный мно­го­уголь­ник.

Груп­па ди­эд­ра — груп­па сим­мет­рий (са­мо­сов­ме­ще­ний) пра­виль­но­го мно­го­уголь­ни­ка, вклю­ча­ю­щей как вра­ще­ния, так и осе­вые сим­мет­рии. Все та­кие сим­мет­рии мо­гут быть по­лу­че­ны с по­мо­щью от­ра­же­ний.

На­чер­тим на ос­но­ва­нии мо­де­ли от­ре­зок и по­смот­рим на его от­ра­же­ния в зер­ка­лах. Чтобы от­ра­же­ния бы­ло про­ще ана­ли­зи­ро­вать, сле­ду­ет ещё на­ри­со­вать ка­кую-ни­будь несим­мет­рич­ную кар­тин­ку или по­ста­вить в угол ка­кой-ни­будь пред­мет.

Ес­ли зер­ка­ла об­ра­зу­ют угол в $120^\circ$ то от­ре­зок, от­ра­зив­шись в зер­ка­лах, даст пра­виль­ный тре­уголь­ник.

Ес­ли зер­ка­ла сдви­нуть так, чтобы угол меж­ду ни­ми был $90^\circ$, то от­ре­зок пред­станет квад­ра­том. По ори­ен­ти­ро­ван­но­сти ло­го­ти­па Ма­те­ма­ти­че­ских этю­дов в зер­ка­лах мож­но про­сле­дить сте­пень от­ра­же­ния.

Ос­нов­ное усло­вие ка­лей­до­ско­па — от­ра­жён­ную в зер­ка­лах кар­тин­ку на­блю­да­тель дол­жен ви­деть как ре­аль­ный объ­ект: ес­ли сме­щать­ся от­но­си­тель­но зер­кал, то объ­ект ме­нять­ся не дол­жен. На­при­мер, квад­рат все­гда бу­дет оста­вать­ся квад­ра­том.

А вот ес­ли по­во­ра­чи­вать зер­каль­ную кни­гу как еди­ное це­лое (чтобы угол был все­гда пря­мой) от­но­си­тель­но ос­но­ва­ния и от­рез­ка, то квад­рат пре­вра­тит­ся в ромб.

Ес­ли угол меж­ду зер­ка­ла­ми бу­дет $72^\circ$, то в зер­ка­лах, как нетруд­но до­га­дать­ся, бу­дет ви­ден… пра­виль­ный пя­ти­уголь­ник.

При уг­ле в $60^\circ$ — пра­виль­ный ше­сти­уголь­ник. Ес­ли вра­щать кни­гу как еди­ное це­лое от­но­си­тель­но ос­но­ва­ния, то в ка­кой-то мо­мент по­лу­чим пра­виль­ный тре­уголь­ник. Вни­ма­тель­ный зри­тель за­ме­тит, что изоб­ра­же­ние тре­уголь­ни­ка прин­ци­пи­аль­но от­ли­ва­ет­ся от слу­чая, ко­гда вра­ща­ли пря­мой угол: тре­уголь­ник, ко­неч­но, по­лу­чил­ся пра­виль­ным, а вот изоб­ра­же­ния ло­го­ти­па некор­рект­но.

При уг­ле $360^\circ/7$ груп­па от­ра­же­ний даст 7-уголь­ник.

Мож­но про­дол­жать и даль­ше: во всех слу­ча­ях, ко­гда угол меж­ду зер­ка­ла­ми бу­дет ви­да $360^\circ/n$, изоб­ра­же­ние в зер­каль­ной кни­ге бу­дет яв­лять­ся пра­виль­ным $n$-уголь­ни­ком. И оно все­гда бу­дет устой­чи­во!

А вот ес­ли угол меж­ду зер­ка­ла­ми бу­дет от­ли­чен от $360^\circ/n$, то воз­ле «ко­реш­ка» зер­каль­ной кни­ги бу­дут вид­ны лишь «об­лом­ки» ос­нов­ной об­ла­сти меж­ду зер­ка­ла­ми. При­чём при сме­ще­нии зри­те­ля от­но­си­тель­но зер­кал они бу­дут ещё и ме­нять­ся — ни­ка­ко­го ка­лей­до­ско­па не по­лу­чит­ся.

Ос­но­ва ка­лей­до­ско­пов — физи­че­ский за­кон, ко­то­рый хо­ро­шо де­мон­стри­ру­ет зер­каль­ная кни­га: от­ра­же­ние зер­ка­ла в зер­ка­ле сно­ва ра­бо­та­ет как зер­ка­ло.